В соответствии с Конституцией (статьей 83) прокуратура от имени государства осуществляет (в установленных законом пределах и формах) высший надзор за соблюдением законности и представляет интересы государства в суде.
Выполнение этих функций органы прокуратуры обеспечивают и в ходе выборного процесса.
С момента объявления о проведении внеочередных выборов президента Генеральной прокуратурой определены основные задачи и организационные мероприятия для прокуроров всех уровней применительно ко всем стадиям избирательной кампании.
С 21 октября т.г. (с 18:00) началась самая активная фаза -предвыборная агитация (заканчивается в 00:00 19 ноября т.г.).
Порядок ее проведения детально урегулирован Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».
Несоблюдение установленных норм влечет ответственность.
В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено 9 статей за нарушения порядка и условий предвыборной агитации.
Это следующие составы:
проведение предвыборной агитации в период ее запрещения (ст. 102 — штраф от 15 до 35 месячных расчетных показателей);.
воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию (ст. 103 — штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей);.
нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ (ст. 112 — штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей).
Условия проведения агитации через СМИ прописаны в статье 27 (п.7) Конституционного закона «О выборах в РК».
Справочно: к нарушениям условий проведения агитации относятся:
необъективное освещение СМИ выборной кампании, т.е. искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними;.
публикация СМИ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения;.
прерывание и комментирование выступлений кандидатов в СМИ сразу после выступления;.
отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие.
За нарушение этих условий предусмотрена адмответственность.
Прокурор города Астаны Ерлан Утегенов также отметил и другие составы административных правонарушений, возможных в период агитации:
изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (согласно п. 5 ст. 28 КЗ «О выборах в РК» все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено), что влечет административный штраф по статье 113 КоАП (25 месячных расчетных показателей).
умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст. 114 — штраф 15 месячных расчетных показателей);.
нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами (ст. 120 — штраф от 10 до 30 месячных расчетных показателей);.
Справочно: не указание юридического лица, проводившего опрос; лиц, заказавших опрос и оплативших его; времени проведения опроса; метода сбора информации; точной формулировки вопроса; числа опрошенных и коэффициента погрешности результатов опроса.
нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст. 122 — штраф от 20 до 30 месячных расчетных показателей);.
Справочно: согласно п. 4 ст. 27 КЗ «О выборах в РК» запрещается предвыборная агитация и распространение агитационных материалов:
государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам, военнослужащим, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьям, членам избирательных комиссий, религиозными объединениями;.
участие журналистов, должностных лиц редакций СМИ, зарегистрированных кандидатами либо их доверенными лицами, в освещении выборов через СМИ.
размещение агитационных материалов (на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования, ст. 124 — штраф 25 месячных расчетных показателей);.
нарушение порядка расходования средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации (ст. 125 — штраф 5 месячных расчетных показателей).
Субъектами по всем указанным правонарушениям, наряду с гражданами, должностными лицами, являются субъекты предпринимательства. Санкции статей предусматривают штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей (от 30 до 153 тысяч тенге).
Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права (ст.ст.101 — 126 КоАП), относится к исключительной компетенции прокурора (ст. 805 КоАП). Дела рассматривает суд.
Но граждане при нарушении их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд (п. 4 ч.1 ст. 807 КоАП).
В этом случае, дела указанной категории сразу (без постановления прокурора) рассматриваются судами, но с участием прокурора (по всем составам административных правонарушений, посягающих на избирательные права: ст.ст.101 — 126 КоАП).
Наряду с административной ответственностью предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение выборного законодательства.
Это касается воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 150 УК — от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет, включая исправительные работы, ограничения свободы).
Второй состав — это фальсификации избирательных документов или неправильного подсчета голосов (ст. 151 УК — штраф либо исправительные работы в размере до 4 тыс. МРП/ограничение либо лишение свободы до 4 лет).
Настоящая электоральная кампания на текущий момент проходит в правовом поле.
Для дальнейшего обеспечения законности проведения выборной кампании прокурорами налажено тесное взаимодействие с местными государственными и правоохранительными органами, а также территориальной избирательной комиссией. По каждому факту нарушения будут приниматься все правовые меры, предусмотренные законами.