С севера на юг без единого светофора: как устроен Московский скоростной диаметр

Северный участок Московского скоростного диаметра, движение по которому было открыто в День города, уже вошел в десятку самых популярных магистралей столицы. Какие преимущества у МСД и как он изменит ситуацию в столице — в материале mos.ru.

В Москве рекордными темпами возводят станции метро и ведут масштабное дорожное строительство. Сегодня город не просто строит новые дороги, а реализует мегапроекты мирового уровня, которые призваны изменить транспортную реальность мегаполиса. Один из них — Московский скоростной диаметр (МСД). Бессветофорная магистраль протяженностью 68 километров пройдет с севера на юг Москвы между Третьим транспортным кольцом (ТТК) и МКАД и свяжет крупнейшие магистрали города, значительно сократив время в пути для автомобилистов.

В сентябре завершили строительство и открыли движение по последнему участку северной части МСД от Ярославского до Дмитровского шоссе. Он стал последним звеном в строительстве основного участка Московского скоростного диаметра (Северо-Восточной хорды) в пределах МКАД от Бусиновской развязки (трасса М11) до Косинской эстакады. На остальных участках движение было открыто ранее.

Менее чем за два месяца магистраль стала одной из самых востребованных у автомобилистов.

А в 2023 году, когда движение запустят по всему диаметру, пересечь Москву с севера на юго-восток можно будет всего за 40 минут, средняя скорость при этом составит 90 километров в час.

Куда ведет МСД

Московский скоростной диаметр проходит от Бусиновской развязки на севере города до Косинской эстакады на востоке и Варшавского шоссе на юге. На севере продолжением МСД станет федеральная трасса М11 Москва — Санкт-Петербург, на востоке — строящаяся трасса М12 Москва — Нижний Новгород — Казань, а на юге — главная магистраль ТиНАО Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

После полного запуска в 2023 году МСД в корне изменит транспортную реальность Москвы. Диаметр создаст в столице систему хордовых магистралей — новых дорог в средней части города, которые станут альтернативой МКАД, ТТК и проезду через исторический центр. Более того, скоростная магистраль, пересекающая столицу с севера на юг и соединяющая главные междугородние трассы, уведет из районов основные транспортные потоки.

Так, МСД свяжет между собой такие важные вылетные магистрали, как Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе. Скоростной диаметр улучшит транспортную связь 48 районов Москвы с населением около 4,5 миллиона человек.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Важно, что запуск скоростного диаметра обеспечит для миллионов автолюбителей более быстрые поездки из одной части города в другую. В зависимости от расстояния и времени суток продолжительность пути сократится на 10−50 минут, а в часы пик и вовсе до 85 минут. Магистраль вдвое сократит перепробег транспорта по направлению с юга на северо-запад и в 1,5 раза — с северо-запада на восток. По оценкам Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, время проезда до аэропортов Шереметьево и Домодедово уменьшится в среднем на 20−25 минут. Садовое кольцо, МКАД и ТТК разгрузятся примерно на 20 процентов, а скорая помощь будет приезжать в районы возле МСД быстрее в среднем на 20 процентов.

Вот несколько примеров того, как изменится ситуация для жителей отдельных районов. Например, по МСД можно будет проехать на машине через всю столицу — от Южного Бутова до дороги на Санкт-Петербург — всего за 40 минут. Сегодня в часы пик этот путь занимает около двух часов. Для жителей Бирюлева Восточного время поездки до парка «Сокольники» сократится с 64 до 43 минут, до Восточного вокзала — с 58 до 38 минут. А у жителей Перова поездка до технополиса «Москва» займет всего 14 минут вместо 41, до Северного речного вокзала — 26 минут вместо 40.

Московский скоростной диаметр создают в первую очередь для жителей Москвы и Подмосковья — для них проезд по магистрали будет бесплатным.

Для водителей из других регионов, которые захотят воспользоваться МСД для транзита, проезд будет платным.

Такое решение было принято на основе предложений экспертов и жителей, чтобы защитить скоростной диаметр от дополнительного трафика транзитных машин. МСД станет платным для такого транспорта с 2 января 2023 года.

Преимущества новой скоростной магистрали оценят не только автомобилисты, но и горожане, которые активно пользуются общественным транспортом. На МСД будет организовано пять маршрутов наземного городского транспорта, которые создадут для огромного числа москвичей новые возможности для передвижения по мегаполису. На автобусе или электробусе можно будет быстро добраться до десятков районов и важных социальных объектов.

Грузовых машин на новой дороге, наоборот, практически не будет. По МСД смогут ездить только те водители грузовиков, у которых есть специальный пропуск.

Северный, он же основной, он же Северо-Восточная хорда

10 сентября был открыт основной участок МСД от Ярославского до Дмитровского шоссе. Этим отрезком, последним и самым сложным, завершилось строительство всей Северо-Восточной хорды, которая стала основным участком Московского скоростного диаметра. Теперь бессветофорное движение открыто от въезда в столицу с федеральной трассы М11 на севере до Косинской эстакады.

Уже сегодня северный участок Московского скоростного диаметра входит в десятку самых популярных магистралей столицы. По дороге передвигается почти 250 тысяч машин в сутки, а по пятницам еще больше — около 270 тысяч, так как жители активно используют трассу для поездок за город. По прогнозам экспертов, после запуска всей магистрали по ней будет ездить до 400 тысяч автомобилей в сутки.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Протяженность северного участка МСД составляет около 40 километров. С учетом съездов и реконструкции прилегающей улично-дорожной сети уже сейчас построено 106 километров дорог. Отдельные участки еще достраивают, всего здесь появится 120 километров дорог.

Северный участок соединяет между собой МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также позволяет выехать на 15 крупных улиц — Фестивальную, Сельскохозяйственную, Амурскую, Щербаковскую, Перовскую, Юности, Паперника и другие.

Трасса проходит по 26 районам города с населением более 2,5 миллиона человек. Среднее время в пути для них снизится на 20 процентов при поездках на городском транспорте и на 17 процентов — при использовании личных автомобилей.

Сейчас северный участок соединяют со строящейся федеральной трассой М12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Здесь предстоит возвести 14 километров дорог. Работы планируется завершить до конца 2023 года.

Именно в составе северного участка МСД была построена самая длинная эстакада в Европе. Она ведет от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе, а ее протяженность составляет 2,4 километра.

Стоит отметить, что 90 процентов МСД пройдет «по воздуху» — через тоннели и эстакады. Всего здесь будет возведено 136 искусственных сооружений: 100 эстакад, 22 путепровода, девять мостов и пять тоннелей. Для сравнения: на ТТК насчитывается всего около 60 искусственных сооружений.

Южный, он же перспективный

Южный участок МСД (Юго-Восточная хорда) еще строится. Завершить все работы и открыть движение на участке протяженностью 28 километров планируется уже в следующем году. Отрезок пройдет от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе. Трасса соединит крупные автомобильные магистрали: Рязанский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Шоссейную улицу, Каширское шоссе, Каспийскую улицу, Южную рокаду, улицы Подольских Курсантов и Липецкую, МКАД с выходом в ТиНАО через магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Всего с учетом съездов и реконструкции прилегающих улиц на южном участке построят 96 километров дорог, в том числе 56 искусственных сооружений протяженностью 22 километра и 12 пешеходных переходов.

Строительство южного участка МСД разделено на 10 небольших отрезков. Девять из них уже строится:

  • от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта;
  • от Рязанского проспекта до ТТК;
  • от Грайвороновской улицы до Шоссейной улицы;
  • от Шоссейной улицы до улицы Полбина;
  • от улицы Полбина до Курьяновского бульвара;
  • от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы;
  • от улицы Маршала Шестопалова до путей Павелецкого направления Московской железной дороги (МЖД);
  • от путей Павелецкого направления МЖД до МКАД;
  • от МКАД до автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Участок от Кантемировской улицы до путей Павелецкого направления Московской железной дороги пока проектируется. Ожидается, что южный участок МСД улучшит транспортное обслуживание жителей 22 районов Москвы с населением около 2,5 миллиона человек.