Как изменятся правила проезда грузовиков в Москве

Столичные власти вводят новые ограничения на передвижение большегрузов по городу. С 31 декабря проезд автотранспорта массой свыше 3,5 т по Москве и МКАДу в ночное время без пропуска будет запрещен. Собеседники «Ъ FM» уверены, что это приведет к росту стоимости товаров и услуг. Ограничение будет действовать год, заявили в столичном дептрансе. Сейчас подобная мера распространяется на дневное перемещение грузовиков. Нововведение не коснется тех, у кого есть документы, дающие право на передвижение по столице в дневное время.

Для чего ввели запрет на ночное движение грузовиков? И к каким последствиям готовится бизнес? Директор Центра исследований умного города ВШЭ Константин Трофименко отмечает, что основные потоки таких машин нужно распределить по альтернативным маршрутам, которые уже достроены: "Стремление московских властей ограничить грузовой транзит через город абсолютно понятно, особенно, когда есть альтернативы бесплатного проезда. Для фур, которые идут через столицу, появились дополнительные возможности, в том числе из-за введения в эксплуатацию ЦКАД.

Насколько значительные проблемы с точки зрения заторов создают грузовики, проезжающие через Москву? На самом деле они не являются основным фактором, все-таки по большей части пробки состоят из легковых автомобилей. Доля фур в общем потоке сильно отличается по разным направлениям, но обычно не превышает 20%. Хотя, они, конечно, занимают много места.

И на отдельных участках, например, на Ленинградском шоссе, действительно есть проблемы из-за огромного количества грузовых автомобилей. Насколько это мероприятие позволит количество таких мест сократить? Отчасти позволит, хотя в целом эффект не будет сильно заметен".

Как сообщали ранее представители транспортной отрасли, доля логистики в розничной цене товара в среднем составляет 10% для овощей-фруктов, 2−3% — для одежды, и до 5% — для бытовой техники.

После введения ночных ограничений компаниям придется доставлять грузы в более легких машинах, что увеличит их затраты на перевозку, считает генеральный директор Bedford Group Владимир Ворошилов: "Розница, которая обеспечивает столицу продовольствием, обслуживалась и предполагает обслуживание более легкой категорией машин. Соответственно, такие авто и будут выполнять доставку, потому что с дорог уйдут большегрузы.

Себестоимость таких перевозок повысится, а крупные торговые центры будут вынуждены перейти на более мелкие партии. Опять же, насколько я понимаю, кроме имеющих соответствующие разрешения".

Весной 2022 года столичные власти упростили порядок получения пропуска для грузового транспорта. Так срок действия разового документа увеличился до 10 суток, а время изготовления долгосрочного уменьшилось с двух недель до 10 дней.

На сайте московского транспорта также уточняется, что получение пропуска — бесплатная услуга. Однако иногда все равно приходится платить, отмечает президент Ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин: "Несколько лет назад такие пропуска фактически продавались. Вроде бы подобные истории сошли на нет, но бизнес иногда пользуется помощью юристов, которые помогают оформлять вот эти пропуска.

Хотелось бы, чтобы алгоритм получения разрешений на фуры стал более простым. А сейчас получается, что сначала нужно сделать ксерокопии всех сопроводительных документов, договоров, свидетельств и направить на рассмотрение, которое занимает несколько дней".

В начале февраля 2022 года сервис биржа грузоперевозок ATI.SU провел опрос среди игроков рынка на тему того, как повлияли на их бизнес ранее введенные ограничения в столице. Выяснилось, что почти половина транспортных компаний перестроила маршруты и отправляет среднетоннажные грузовики в обход города, несмотря на временные и финансовые издержки.

Яна Загоровская