Хабаровский психолог рассказала, почему нельзя оскорблять учеников в школе

Учитель математики в школе № 1 Переяславки назвала детей «дебилами» и «жертвами аборта».

Источник: Reuters

Хабаровский психолог Екатерина Любачевская прокомментировала, почему оскорблениям не место в учебном процессе, сообщает «АиФ-Дальинформ».

Напомним, дети записали оскорбления на видео, сейчас проводится служебная проверка, а также инцидент проверяет прокуратура.

«Почему нельзя оскорблять детей? Уважение в широком смысле слова — к личности, к чувствам, к истории жизни, к успехам — это основа настоящего контакта между взрослым и ребёнком. На оскорблении, унижении, запугивании невозможно привить ни учебную мотивацию, ни любовь к предмету. Потому что такие отношения будут держаться скорее не на взаимоуважении, а на страхе и ненависти», — считает психолог Екатерина Любачевская.

По словам психолога, в поведении детей, которые переживали систематические подобные факты со стороны учителя, можно увидеть ряд тенденций.

"Во-первых, как форма бессознательного протестного поведения, это снижение успеваемости по данному предмету. Она бессознательная и в основе лежит, конечно, не желание получать плохие отметки, а желание выводить на эмоции агрессора. Во-вторых, если страха много к такому учителю, то ответная агрессия будет существовать в виде прозвищ, обсуждений в чатах, оскорбительных мемах.

Иногда встречается прямая агрессия — могут быть демонстративные поступки, особенно, в подростковом возрасте, чтобы как-то унизить в ответ или показать свою «силу», — говорит Екатерина Любачевская.

Она отмечает, что также у учеников, которые подвергаются унижению со стороны учителей, снижается самооценка, возникают комплексы:

«Иногда люди несут их через всю жизнь, считая, что они неспособны, недостаточно умны, хороши. Нередки и случаи возникновения депрессивных реакций, усиления тревожности».

В качестве ответной реакции проблемы дети могут переносить на другие предметы, отыгрываться на морально более слабых педагогах, может быть, даже близких людях (братьях, сестрах).

«Это так называемый “цикл насилия”, когда жертва становится агрессором. Запускает его, конечно же, моральное насилие (оскорбления и прочее) со стороны другого учителя, но так как напряжение требует выхода, то психика ищет способы его выразить, чтобы не разрушится самой», — отмечает психолог.

То, как будет реагировать тот или иной ребёнок в подобной ситуации, зависит от ряда факторов — возраста, поддержки семьи, типа нервной системы, общей атмосферы в классе и школе, отношений с другими учителями и многого другого.

«В стрессе ребёнку, да и взрослому, достаточно сложно осуществлять любую познавательную активность: ресурсы психики тратятся скорее на стабилизацию состояния, а не на освоение нового и решение интеллектуальных задач. И, конечно, проблема должна решаться многосторонне — не только жертвам насилия требуется помощь, но и агрессорам», — считает Екатерина Любачевская.