В дискуссию о пятом автомобильном мосте через Иртыш, которая началась после высказывания мэра Омска Сергея Шелеста, вступил институт территориального проектирования «Град» — разработчики нынешнего генерального плана нашего города.
Ранее по этому поводу высказались создатель «Мостовика» Олег Шишов, предположивший, что вместо моста можно построить новые дорожные развязки и внеуличные переходы, и бывший мэр (ранее — главный инженер «Мостовика») Вячеслав Двораковский, отметивший, что перед строительством мостов нужно развить транспортную сеть Омска, построив, опять же, дополнительные транспортные развязки и бессветофорные магистрали.
Город вытянут вдоль Иртыша с юга на север, что перегружает улицы. Построить новые магистрали параллельно старым невозможно из-за существующей плотной застройки (а проект превращения набережной Тухачевского в автомагистраль, например, вызывает у горожан негативную реакцию). Для того, чтобы новый генплан помог решить эту проблему, при его разработке применялась математическая модель, позволяющая оценить существующие и спрогнозировать будущие транспортные потоки.
В программу внесли большой массив данных о месте проживания, маршрутах и транспортных предпочтениях омичей, маршрутах общественного транспорта, схемы организации дорожного движения
Было проверено несколько возможных решений, в том числе и строительство многоуровневых развязок, с помощью которых проблему хотели решить в предыдущем генплане. Однако, как оказалось, сами по себе развязки ситуацию не решают, поскольку улучшение ситуации в одном месте лишь повышает его транспортную привлекательность, после чего количество транспорта там увеличивается. Для того же, чтобы построить все объекты предыдущего генплана (развязки, магистрали, метро), необходимо задействовать бюджет в сотни миллиардов рублей. У города такой возможности нет.
В результате в генеральный план вошло комплексное решение, предусматривающее не только строительство новых дорог, но и развитие общественного транспорта, прокладку трамвайных линий, адаптацию городской среды к средствам индивидуальной мобильности — велосипедам, самокатам
Если все эти предложения будут реализованы в комплексе, загруженность городских дорог снизится с 66% (текущий средний результат) до 30%, что уменьшит заторы и повысить эффективность улично-дорожной сети.