Татары в Узбекистане: откуда они появились и как повлияли на историю страны

Татары крепко связали свою жизнь с Узбекистаном еще несколько веков назад. Найти общий знаменатель татарам и узбекам удалось почти сразу, ведь их объединяют одна религия, сходство языков и культур. Как именно татары оказались на территории современного Узбекистана? Рассказываем непростую историю этого самобытного народа.

Источник: Uznews

Первые переселенцы. Миграция татар в нашу страну началась еще в Средневековье. Татары нередко приезжали в Бухару, Самарканд и другие города, сопровождая караваны торговцев. Среди них особенно выделяется татарин Шарафей-бай — начальник хозяйственного управления мусульманской части Ташкента. Благодаря его стараниям в старом городе появились мечеть, школа и медресе. Наравне с ним был известен местный предприниматель и купец Сейид Азимбай.

Масштабные волны переселения были еще в XVI веке после завоевания Казани и Астрахани Иваном Грозным. Татар начали насильно обращать в православную веру, поэтому беженцев на территории Узбекистана становилось все больше, появились целые поселения татар. Детей они отправляли учиться в бухарские, хорезмские и самаркандские медресе, за счет чего татарам постепенно удалось вернуть религиозную принадлежность. В черте Ташкента они также построили четыре татарских мектеба, назвали их в честь национальных героев.

Приезжие купцы оседали в местах компактного проживания татар, отчего образовывались национальные махалли. Например, поселок Ногай-курган появился еще во времена Кокандского ханства. Сейчас это махалля относится к Сергелийскому району Ташкента. На левом берегу Салара им выделили участок неосвоенной болотистой земли. Водились там самые разные животные: кабаны, лисы, говорят, даже тигры. Постепенно там стали строить дома, мектеб и мечеть. Сюда со временем стали подселяться узбеки и казахи, махалля стала интернациональной. Когда Ташкент начал разрастаться в 1980-х годах, поселок вошел в состав столицы. Но жители многонациональной махалли все еще помнят свои корни.

В дореволюционный Ташкент приезжали татарские театральные труппы, ставили у нас спектакли. А одна из народных артисток Узбекистана — Зайнаб Садриева, которая играла на сцене театра имени Хамзы, — по национальности татарка, — рассказывает историк Ринат Шигабдинов.

В европейской части города на территории театра имени Алишера Навои когда-то стояла татарская соборная мечеть. В 1930-е годы она была разрушена, но в свое время здесь находились торговые лавки, доходы от которых шли на поддержание мечети. Здесь же была построена школа, работала татарская община. При мечети велись метрические книги, в которых записывались даты рождения детей, заключения браков и причины смерти жителей.

Несколько лет назад я нашел эти книги в архиве, — делится историк. — С арабской письменности мы перевели текст на кириллицу, и в этом году должен выйти первый том книги. Таким образом, дети, внуки и правнуки со всего мира, которые знают, что их родственники жили на территории Туркестана, смогут найти информацию о своих предках.

Из Крыма в Джизакскую область

Элеонора Шакирова (фамилия изменена) рассказывает, что ее предки жили в городе Бахчисарае в Крыму.

Семья бабушки состояла из пяти человек: отец, мать, двое ее младших братьев и она сама, — вспоминает Элеонора. — Когда в 1941-м началась война, моей бабушке было 9 лет. Тогда на семью выдавали по кусочку хлеба, который приходилось делить поровну и растягивать на весь день. Моя прапрабабушка тоже скончалась по дороге. Депортировали их в город Галляарал Джизакской области. Приняли их хорошо, жили они в небольшом доме с несколькими семьями.

Потом семья бабушки Элеоноры переехала в поселок Койташ. Местные жители им помогали, встретили гостеприимно. Первое время было сложно, бабушке приходилось ходить в горы и собирать дикий горох, чтобы сварить суп. В том же году ее отец вернулся с войны. Жизнь была тяжелая, но все привыкали. Она ходила в местную школу, а в 12 лет устроилась домработницей к врачу: смотрела за ребенком, убиралась в доме..

Потом бабушка вышла замуж и переехала в Самарканд — там жил мой дедушка, — говорит Элеонора. — Бабушка работала на фабрике «Худжум». В Самарканде они прожили 13 лет. За это время ее родители, братья и сестры перебрались в совхоз в Янгиюльском районе Ташкентской области. Бабушка родила сына и двух дочерей. Одна из них моя мама.

Их семье удалось адаптироваться в Узбекистане. Родной язык они знают все, так как бабушка Элеоноры часто говорит на татарском. Хотя сейчас крымских татар в Узбекистане осталось не так много, но традиции они стараются соблюдать.

Из Казани в Ферганскую долину. Гавхар Мамуровой 67 лет. Ее предки по материнской линии — казанские татары. Жили они в небольшом селе Старый Баран, который сейчас приравнивается к городу Иске-Рязап (Татарстан). Бабушка ее родилась в богатой семье и была единственной дочерью. Покойный дедушка, Мустафа Садыков, был высоким, красивым, богатым мужчиной. Сам он был муллой и отстроил в поселке мечеть. Его жена умерла, он позже женился повторно, но детей больше не заводил.

Со временем мачеха заболела и умерла. В 16 лет бабушка Гавхар вышла замуж в городе Асаке за молодого коммуниста Собырджона Рустамова.

У них было две дочери. Одна из них, моя мама Зыкиръё Рустамова, родилась в 1937 году, — рассказывает Гавхар Мамурова. — Потом война, мой дедушка уезжает на фронт. Он был танкистом, мы сохранили его ордена, медали и фото. Дедушка даже до Берлина дошел. А потом у мамы в 1956 году родилась я.

В 2010 году Гавхар поехала в Казань к родственникам. Посетила мечеть, которую когда-то отстроил ее дедушка. По словам муллы, в поселке помнят ее основателя и по сей день молятся за него.

По ее словам, не только татары смогли обрести здесь покой и новый дом. Разные нации жили в Узбекистане душа в душу. Сама Гавхар сейчас живет в Андижане. Татарские традиции семья смогла сохранить. Ее мама учила соседок готовить национальные татарские блюда. Она хорошо разговаривала на русском, татарском и узбекском языках, собирала вокруг себя подруг самых разных национальностей. По словам Гавхар, из-за того, что и татары, и узбеки — мусульмане, два народа смогли легко подружиться.

Узбекистан дал нам все: и образование, и дом, и работу, — говорит женщина.

Чем занимались татары чаще всего?

В первую очередь, близость языков позволила им быть переводчиками разных уровней. Они также занимались типографским делом. Первая книга на узбекском языке была издана татарином в 1871 году, как и первая официальная газета Туркестанского края. После революции 1905 года известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов начал издавать газету «Тараккий» («Прогресс»). Выход первого экземпляра — 27 июня 1906 года — сейчас в Узбекистане отмечается как День работников печати и СМИ.

Среди татарок были врачи, акушерки и гинекологи. По словам историка Рината Шигабдинова, из-за предрассудков, что мужчина не может быть допущен к женщине, особенно в Cтаром городе, многие из них становились акушерками и санитарками, принимали роды.

Татары участвовали и в просвещении местного населения. Раньше мактабы существовали двух видов: старометодные и новометодные. Последние — джадидские — были организованы выдающимся крымскотатарским просветителем Исмаилом Гаспринским. Если в старометодном мактабе учились 8−12 лет, где в основном была зубрежка, то в новометодном учащиеся через три-четыре месяца могли уже читать.

По его словам, одной из важных и последних волн миграции татар произошла в 1966 году. После ташкентского землетрясения со всего Союза приезжали бригады строителей, в том числе из Татарстана. Разница между вновь прибывшими татарами, и теми, кто уже давно жил здесь, знал традиции и обычаи узбеков, чувствовалась сразу. Татары приезжали сюда в основном в поисках лучшей жизни.

Бабушка и дедушка Рината Шигабдинова приехали из Татарстана в Самарканд еще до революции, в 1911 году. Открыли небольшой мебельный цех. Родственники Рината часто рассказывали ему про дореволюционный Самарканд, быт и обычаи того времени. Его семья активно участвовала в общественной жизни города, а один из родственников Рината был меценатом.

В 1914 году началась Первая мировая война. Бабушка с дедушкой заволновались и вернулись в свою родную деревню в Татарстане. Мама Рината родилась в деревне Кайбицкого района, как и родители отца. Однако он, будучи ребенком, провел большую часть жизни в Тюменской области.

Папу отправили учиться в фабрично-заводское ученичество. В 1949 году его призвали в армию. Служил он на Чукотке, а потом завербовался в шахту взрывником. Однажды папу ранило в ногу, после чего он решил круто изменить свою жизнь, — рассказывает историк.

Тогда-то он и решил вернуться в родные края. Пришло время жениться, тем более он был красивым, хорошо одетым мужчиной, прилично зарабатывал.

Он положил глаз на мою маму, — продолжает историк. — Оба понравились друг другу, и папа пошел свататься к бабушке, но она была против их женитьбы. Тогда мама с папой придумали план: во время танцев в клубе мама вышла на минуту на свежий воздух, папа посадил ее на сани и увез в другую деревню.

Спустя три дня молодые вернулись обратно, и тогда уже никто не препятствовал их браку. В 1955 году они решили перебраться в Ташкент, потому что в Узбекистане уже жили их родственники.

Современный этап. Сейчас в Узбекистане проживают около 200 000 татар, а в самом Ташкенте почти 100 000. В 1990 году в столице появился Татарский общественный культурно-просветительский центр. Любой заинтересованный в татарской культуре может прийти сюда, узнать историю народа, программу национальных праздников или других событий центра. Один из главных для татар праздников — Сабантуй — прошел прошлым летом в Central Park. На празднике выступают и татарские, и местные группы, можно принять участие в национальных состязаниях или просто пообщаться с такими же увлеченными людьми.

Еще одна история. Во время Второй мировой войны крымских татар стали выселять с полуострова. Семья прабабушки Ильсии Хайруллиной тогда жила вполне зажиточно, имея много золота и рабочую силу, но однажды к ним домой пришли работники НКВД и заставили освободить дом без всяких на то объяснений. Крымских татар отправили в вагонах в неизвестном направлении.

При этом все сидели и ждали, что их вот-вот вернут обратно в Крым, но шли месяцы, а надежды оставалось все меньше. Так они и обосновались в Чирчике. На тот момент это был очень молодой город, его только отстраивали. Татары работали на заводах и стройках, продолжая жить в бараках и умудряясь заводить хозяйство. Например, в одной комнате могли жить по три-четыре человека, еще и козу держали. После окончания войны прабабушка Ильсии познакомилась с прадедушкой, вышла замуж и начали они жить в одном бараке. Оба они работали на заводе, родили детей и получили дом с участком.

Многие уже понимали, что не смогут в ближайшее время вернуться на родину, — говорит Ильсия. — Вроде все было хорошо, но только по вечерам прабабушка бросалась в панику, боясь, что за ней снова придут и заберут на допрос. Их в Крыму допрашивали: что они знают о политике, как «предали» отчизну, ведь, по мнению руководства страны, татары были предателями и за это их депортировали. Выезжать из Узбекистана им еще долго было запрещено. Прабабушка стала работать бухгалтером, прадедушка — токарем, сварщиком.

Она рассказывает, что сейчас в Узбекистане уже мало татар, которые сильно ценят свою кровь и не хотят смешиваться с другой нацией. Такие случаи единичны. А уж если ты встречаешь здесь крымского татарина, то он, скорее всего, твоя дальняя родня.

Много родственников Ильсии спустя годы уехали в Крым. В Чирчике раньше жили очень много татар, на улицах часто звучала татарская речь. Когда-то в школах Чирчика преподавали татарский язык.

В Крым чаще всего возвращаются не бывшие депортированные, а их дети, рожденные в Узбекистане. Многие смогли там неплохо обустроиться, нашли работу. Но некоторые с образованием архитектора или инженера, вернувшись на историческую землю, так и не смогли найти себя.

За свою жизнь Ильсия никогда не была в Крыму. А если и поедет, то только как туристка. Ее родиной уже давно стал Узбекистан.