В Калининграде заработали новые меры поддержки отечественной киноиндустрии

С этого года в самом западном регионе страны клипмейкерам начали возвращать от 20 до 40 процентов затрат на создание музыкальных роликов.

Триггером для нового вида рибейтов послужила растущая популярность российского эксклава у отечественных режиссеров и сценаристов. Однако бум на калининградское кино спровоцировал новую проблему: на рынке труда не хватает квалифицированных кадров для киноиндустрии. Готовить их планируют по спецзаказу непосредственно в регионе.

Понятно, что тягаться с Москвой или Петербургом, являющимися лидерами российского кинопроизводства, Калининградской области непросто. Однако у региона есть своя фишка, которая сегодня привлекает все больше представителей индустрии. Это, безусловно, побережье Балтийского моря, уникальные ландшафты Куршской косы, а также многочисленные форты и кирхи, в антураже которых так любят снимать исторические фильмы. Только за 2022 год четыре компании сняли в регионе 11 кинолент и подали документы на частичную компенсацию затрат на их производство. Так, одну из самых ожидаемых премьер этого года — фильм «Нюрнберг» — снимали в российском эксклаве.

Однако если с кинолентами ситуация стабильная, то о популярности рибейтов на видеоклипы говорить пока рано. Открыточные пейзажи клипмейкеров привлекают не столь активно. Для короткого ролика, хронометраж которого не должен превышать 10 минут (это одно из обязательных требований для получения компенсации по постановлению правительства Калининградской области), куда важнее общая атмосфера и «незаезженность» локации. Объекты для съемок выбирают точечно. Например, в прошлом году московская кавер-группа снимала клип в полуразрушенной кирхе Велау в небольшом поселке Знаменск на востоке Калининградской области. Именно на такие примеры, по мнению работников индустрии, будут в первую очередь ориентироваться клипмейкеры.

В целом это отличная возможность для видеопродакшенов расширить географию съемочного процесса и сменить привычные картинки на уникальные и кинематографичные локации Калининградской области. Рибейты в этом только помогут и подстегнут интерес создателей контента. Кроме того, в регионе сегодня трудится профессиональная команда, с которой легко и приятно работать.

Ольга Жукова
исполнительный директор ассоциации продюсеров кино и телевидения

Однако рибейтов недостаточно для активного развития кинематографа в Калининградской области. Власти подчеркивают, что необходимы специалисты, которые будут работать непосредственно в эксклаве, а не наездами из других регионов России. В приоритете — второй режиссерский состав, который сегодня в дефиците. Подготовка таких сотрудников не только положительно скажется на внутреннем рынке труда, но снимет часть затрат с производителей клипов и фильмов. Для решения этой проблемы правительство региона совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения разработали бесплатный образовательный курс, который обеспечит кадрами компании, создающие видеоконтент.

Два года подряд мы обучали и выпускали в Калининграде специалистов по востребованным специальностям: гафер, второй режиссер, локейшен-менеджер. Главный упор делается, конечно, на получение студентами практических навыков. Есть здесь и своеобразный «крючок» для кинокомпаний: один из коэффициентов, повышающих процент рибейта, связан как раз с прохождением практики нашими кинорезервистами на съемочных площадках в регионе. Сейчас с партнерами решаем, какая специальность будет выбрана для обучения в 2023 году.

Ольга Акопова
руководитель АНО «Фестивальная дирекция» Калининградской области

Положительные примеры такой работы уже есть. Калининградский фотограф Антон Шептухов учился по направлению от «Фестивальной дирекции» на гафера, после чего проходил практику на съемочной площадке фильма «Нюрнберг» в качестве осветителя. Он помогал выставлять световые приборы, собирал конструкции для светоотражателей, освоил профессиональную технику. По словам мужчины, после завершения съемок он активно начал применять полученные навыки уже в собственных проектах.

Региону нужны специалисты, которые будут работать здесь постоянно, а не приезжать наездами из столиц.

С экономической точки зрения рибейты крайне выгодны для Калининградской области. Возможность компенсировать почти половину затрат на производство привлекает в эксклав крупные бюджеты. Кроме того, эти деньги «оседают» в туристическом секторе, а также у регионального малого и среднего бизнеса. Ведь члены съемочных групп снимают жилье, ходят в кафе и рестораны, посещают музеи и активно пользуются услугами каршеринга.

Кстати

Если говорить о других регионах Северо-Западного федерального округа, то, помимо Калининграда, программа рибейтов работает в Санкт-Петербурге, Республике Карелии, Новгородской, Псковской, Мурманской, Ленинградской и Вологодской областях. При этом максимальный размер компенсации в 40 процентов можно получить, по данным Ассоциации продюсеров кино и телевидения, в Калининградской и Новгородской областях.

Цифра

242,9 миллиона рублей выплатили в качестве рибейтов создателям фильмов в Калининградской области.