Проект дублера федерального Щелковского шоссе, одной из самых перегруженных дорог Подмосковья, напомним, обсуждается уже десять лет. За это время рассматривалось пять сценариев, включая реконструкцию существующего шоссе и прокладку нового через нацпарк «Лосиный Остров» (в итоге от этой идеи отказались). В 2019 году входящее в структуру Росавтодора ФКУ «Центравтомагистраль» решило повторно проанализировать все варианты, заключив с ООО «ВТМ Дорпроект» контракт на 342 млн руб. по «обоснованию инвестиций», который недавно продлили до июня 2023 года. Подрядчик обязался провести инженерно-геодезические, экологические, гидрометеорологические изыскания, оценить изменение границ лесопарковых зон, собрать данные о памятниках природы, археологии и культуры, проанализировать трафик и предоставить не менее трех вариантов трассы.
«Рассмотрено три возможных варианта прохождения новой трассы и выбран приоритетный, который пройдет южнее существующей автодороги А-103 (Щелковское шоссе от МКАД.— “Ъ”) практически по незастроенным территориям и не затрагивая земель ООПТ “Лосиный Остров”», — сообщили «Ъ» в Росавтодоре, добавив, что процесс обоснования продолжается.
Итоговой трассировки пока нет. Отметим, в 2021 году в сети публиковали справочные материалы Росавтодора: дублер проходил через Горенский лесопарк, вдоль Горьковского направления железной дороги, севернее Балашихи, далее через Озерный лесопарк в сторону Звездного Городка. По данным «Ъ», этот проект не является актуальным.
В рамках завершения процесса обоснования инвестиций нужно менять границы охранных зон Восточной станции водоподготовки (объект мэрии Москвы, снабжает питьевой водой восток и юго-восток столицы и расположен у Щелковского шоссе в поселке Восточный), пояснили в Росавтодоре, Москомархитектура этим уже занимается. Затем документация пройдет «технико-ценовой аудит» в ФАУ «Главгосэкспертиза». После получения положительного заключения начнется проектирование дороги, пояснили в Федеральном дорожном агентстве.
Сроки разработки проекта или строительства не обозначены.
Федеральные и крупнейшие региональные дорожные стройки заложены в плане дорожного строительства до 2027 года с объемом финансирования свыше 13 трлн руб., который правительство РФ утвердило в июне 2022 года. Тогда дублера Щелковского шоссе в «пятилетке» не было, он рассматривался Минтрансом как магистраль, которая может появиться после 2027 года. При этом реконструкция других «федералок» в документе упомянута (М-8, М-5, Рублево-Успенское шоссе
По данным «Ъ», на одном из этапов рассматривался вариант передачи проекта дублера Щелковского шоссе госкомпании «Автодор» для привлечения инвестиций — это означало бы платный проезд по трассе. В Росавтодоре это отрицают: «В настоящее время передача данного проекта госкомпании не планируется». «Дублер Щелковского шоссе, по сути, городская магистральная дорога, где люди ездят в ежедневном режиме между Москвой и областью, — пояснил “Ъ” научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.— Если он будет платным, то тариф здесь наверняка будет недешевым, и местные жители платить за это в режиме ежедневных поездок не готовы. Они продолжат стоять в пробке на бесплатном шоссе».
Экологи относятся к будущему проекту со скепсисом.
«Фрагментация любого лесного массива у окраин Москвы существенно снижает его жизнеспособность, а также рекреационную ценность, — говорит Алексей Ярошенко из “Гринписа России”.— Ширина Горенского лесопарка — всего около 1,5 км. Если новая дорога разрежет его примерно напополам, то в нем практически не останется бесшумных зон. А это очень важная функция лесопарка — обеспечить людям места, куда можно скрыться от городского шума».
Проблемы с прокладкой магистралей в пригородах Москвы — результаты хаотической застройки на протяжении нескольких последних десятилетий, отмечает господин Ярошенко. «Окрестности магистралей застраиваются так, что не остается возможностей для их расширения, — поясняет он.— Прокладывать новые по крупным массивам жилой застройки практически невозможно, поэтому приходится строить по оставшимся природным территориям, что ведет к радикальному снижению качества окружающей среды. Нынешняя бессистемная застройка и бессистемное же нарезание участков под застройку — основа для проблем на много десятилетий вперед».
Иван Буранов, Анна Васильева