Взять быка на ВДНХ. Как преобразится павильон «Мясная промышленность»

ВДНХ переживает второе рождение. Если в прошлом году тут было отреставрировано и построено восемь объектов, то в этом таких станет пять.

Назад в 1954 год

«Когда в 2014-м началось возрождение ВДНХ, сразу предложили идею воссоздать выставку такой, какой она была в 1954-м. Задача заключалась в том, чтобы реставрация охватила все постройки ВДНХ», — объясняет куратор Музея ВДНХ Павел Нефёдов. Сейчас работа идет в павильонах № 1 «Центральный», № 6 «Химия», № 51 «Мясная промышленность», № 59 «Зерно» и № 66 «Совет­ская культура».

«Мясная промышленность» — одна из самых интересных локаций выставочного комплекса. Реставрация началась в прошлом году, специалисты уже воссоздали декоративную штукатурку, вернули первоначальный вид дверям и металлическим витражам окон.

Поросята с фотографии

«Объемно-планировочное решение павильона выполнено из двух частей. Основная — это два зала на 1-м этаже и еще два на 2-м. В сторону дворового фасада обращены хозяйственные и технические помещения, — рассказывает архитектор Сергей Куприянов. — Центром павильона следует считать “Вводный зал” с большим панно художника Б. Щербакова. Он был светлым благодаря остекленному куполу и большим витражам главного фасада. Помещения отделаны мрамором и керамической плиткой, наверху — картины художника-анималиста В. Трофимова. Одну из композиций его авторства, “Пять поросят”, смогли воссоздать благодаря исторической фотографии». В советские годы здание было узнаваемо благодаря скульптурам — фасад венчала композиция «Боец с быком», а по бокам на постаментах располагались бетонные быки (3 м высотой и 4 м длиной).

Фигуры были созданы в 1930-е гг. и, к сожалению, не сохранились — тогда основные материалы были недолговечны и со временем разрушались. Сегодня все объекты создаются в расчете на долгую жизнь.

Павел Нефедов

На помощь архитекторам опять пришли архивы и хранящиеся в них фотоснимки. «Мы сделали много вариантов, чтобы в итоге получился убедительный образ мощного животного», — признается художественный руководитель проекта Юрий Вайс. Сейчас специалисты заканчивают мастер-форму, после этого быков отольют в бетоне.