Главное здание усадьбы Гардениных в Фабричном переулке Воронежа, которое в народе известно как Дом Гарденина, будут восстанавливать. Подрядная организация сделает из объекта культурного наследия офисное здание с благоустроенной территорией. Но до этого еще несколько лет. Сначала предстоит остановить разрушение дома, отмыть от старой штукатурки каждый кирпич и расчистить руины.
Дому Гарденина повезло, а вот еще около двух десятков зданий XVIII — XIX веков, чудом выживших во время войны и достоявших до наших лет, находятся в ужасном состоянии, и реконструкция им остро необходима. Дождутся ли? Какие объекты истории нуждаются в ремонте и почему их не торопятся восстанавливать, рассказывает Vrn.aif.ru.
Отмыть каждый кирпич.
Дом Гарденина построен в XVIII веке. А вот сама семья в 1720-х годах стала одной из первых воронежских промышленных династий. Гарденины занимались производством сукна. Во времена правления Петра I Потап Гарденин был владельцем первого каменного дома Воронежа. Но когда царь Петр стал строить флот, береговую линию пришлось освободить. И новый дом Потап Гарденин построил на тогдашней окраине — холме над Чернавским логом.
В конце прошлого века историк и краевед Павел Попов установил, что Дом Гарденина, расположенный на Фабричном переулке, 10, построен в 1720—1740 годах. Таким образом, это задние — самое старое из жилых домов в городе.
После Революции дом стал многоквартирным жильем для рабочих. Только в 1927 году к благоустройству подключились городские власти. Они сделали перепланировку на 35 квартир и провели косметический ремонт.
За свою долгую жизнь здание ни разу не реставрировалось. В начале 2000-х дом признали аварийным, жильцов расселили. С тех пор он стремительно разрушается. К сегодняшнему дню строение больше похоже на руины, но собственник намерен его восстановить.
«В первую очередь, перед тем, как сюда зайдут с изысканиями археологи и конструкторы, необходимо остановить разрушение объекта культурного наследия и обеспечить безопасность исследовательских работ. Далее последует разработка научно-проектной документации и проекта реставрации и приспособления для современного использования. После реставрации это будет офисное здание с благоустроенной территорией, — рассказал застройщик Дмитрий Дидик. — Конечно, это очень скрупулёзная работа, ведь всё придётся выполнять вручную. Сейчас уже можно сказать с уверенностью, что реставрация будет проходить с применением материалов, аналогичных оригинальным — керамический кирпич, изготовленный по старым образцам, деревянные окна и двери».
Дом будут восстанавливать, без преувеличения, вручную. Сначала строители вынут каждый сохранившийся кирпичик из кладки, очистят его от старой штукатурки, потом пронумеруют и вернут обратно. Работы надеются завершить за два года.
След истории.
Долгожданной реставрации дождался объект культурного наследия регионального значения «Особняк купеческий с примыкающей по улице Готвальда лавкой», расположенный в Павловске. Информация об этом появилась 22 марта.
Реставрация предполагает ремонт и восстановление фасадов, крыши, интерьеров, оконных и дверных заполнений, инженерных систем. Пока готов только проект, но он уже получил положительные отклики историко-культурной экспертизы. Далее предстоит найти подрядчика. О том, когда начнутся работы, пока не сообщается.
Также в конце марта эксперты одобрили проект по реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Высшее начальное училище». Трехэтажное здание из красного кирпича точно знакомо воронежцам, оно расположено на улице Комиссаржевской, 17.
Этим зданиям повезло, однако такое уважительное отношение к старине в регионе встретишь не везде. Например, в начале февраля на продажу выставили дом, в котором жил поэт Самуил Яковлевич Маршак. Находится строение на пешеходной части улицы Карла Маркса. Надо отдать должное собственнику, который сохранил фасад здания и провёл ремонт. В отличие от других оказавшихся в частной собственности исторических объектов, этот дом выглядит прилично. А вот что с ним сделает новый владелец, который выкупит объект, не известно.
Есть немало случаев, когда собственники десятилетиями ждут, пока исторические здания полностью разрушатся и потеряют свою ценность, чтобы потом их снести. Как ранее разъяснял корреспонденту Vrn.aif.ru кандидат исторических наук Владимир Размустов, в Воронеже есть несколько таких домов. Они располагаются на улицах Пушкинской, Сакко и Ванцетти, Первомайской… Один дом находится в устрашающем состоянии: крышу сняли, перила лестниц исчезли, внутри уже расселённого здания поселились бомжи. Дом внесён в реестр ОКН, но его нынешний собственник за ним совсем не следит. Власти, со своей стороны, могут лишь выписывать штрафы за надлежащее содержание. Законодательство в этом плане на стороне собственника.
Свеж в памяти пример Памятника пищевой промышленности царских времен — Хлебозавода № 1. Долгое время здание разрушалось, и, когда вид стал совсем неприглядным, его снесли. Уже после того, как Хлебозавод сравняли с землей трактора и бульдозеры, его признали объектом культурного наследия. Будем надеяться, что такие истории в Воронеже больше не повторятся, а редкие здания, несущие историческую ценность, все-таки доживут до реконструкции.