Важные задачи. Как обеспечить безопасность труда на химическом производстве

За сферу охраны труда в КОА «Азот» отвечают 18 специалистов.

Как обеспечить безопасные условия труда на химическом производстве? Можно ли эффективно контролировать работу почти 6000 человек? Что важнее — проследить за соблюдением требований безопасности или проанализировать наиболее частые нарушения? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем генерального директора по промышленной и экологической безопасности кемеровского «Азота» Олегом Храбровским.

Главная ценность.

Мария Акимова, kuzbass.aif.ru: Олег Игоревич, расскажите, как устроена система охраны труда на крупнейшем за Уралом химическом предприятии?

Олег Храбровский: Люди — главная ценность нашей компании, поэтому мы уделяем огромное внимание обеспечению их безопасности. Сегодня на предприятии трудятся почти 6000 человек. А за сферу охраны труда у нас отвечают 18 специалистов. Их основная работа — профилактика возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также управление профессиональными рисками.

Поскольку производство продукции на заводе ведётся по непрерывной схеме, а технологический процесс не останавливается, то и мониторинг безопасности всех процессов, и выявление рисков осуществляется постоянно. Для более эффективной работы в 2020 году в нашей службе появился диспетчерский центр по охране труда (ДЦОТ). Он работает круглосуточно, оснащён экранами, на которые транслируются данные более чем с 500 камер видеонаблюдения. Также в диспетчерском центре функционирует аналитическая система автоматического обнаружения ношения средств индивидуальной защиты.

— Как строится работа диспетчерского центра?

— Диспетчерский центр оперативно информирует руководителей подразделений и линейных руководителей о выявленных нарушениях требований охраны труда. Но это не основная цель. В приоритете — анализ и выявление проблемных мест, то есть тех объектов или работ, где наиболее часто возникают нарушения. Задача диспетчерского центра не выявить нарушения, а сфокусировать внимание руководителей на повторяющихся случаях, выявить ключевые причины их возникновения, найти совместные решения и провести предупреждающие мероприятия.

Если произошло ЧП.

— В случае происшествия какие действия предпринимаются?

— Если происшествие всё же произошло, то в любое время (ночью, в выходные и праздничные дни) специалисты диспетчерского центра готовы оперативно выехать на место. Они фиксируют обстановку, максимально приближенную к моменту происшествия, собирают первичную информацию о причинах и условиях произошедшего. Именно оперативный и качественный сбор информации даёт возможность максимально тщательно провести расследование, выявить корневые причины, разработать и выставить барьеры для исключения повторения.

— Как открытие диспетчерского центра повлияло на работу предприятия?

— За 2,5 года функционирования диспетчерского центра по охране труда предприятию удалось достигнуть хороших результатов — количество выявляемых нарушений снизилось на 50%. Количество рисков, выявляемых в связи с неприменением или неправильным применением средств индивидуальной защиты, снизилось на 60%. Часть нарушений удалось исключить полностью. Всё это положительно сказывается на культуре производства и повышает её уровень.

Диспетчерский центр является для нас перспективным направлением для развития. Множество информационных потоков необходимо собирать в одном месте и систематизировать с участием квалифицированного специалиста. В перспективе мы планируем развить наш ДЦОТ в диспетчерский центр управления безопасностью производства и сделать его важным элементом комплексной системы управления рисками.