
8 мая, источник: АиФ Владивосток
По Каспию под бомбами. Легендарный капитан ДВМП об огненных военных рейсах
Сейчас таких, как он, называют юнгами огненных рейсов.
Капитана дальнего плавания Юрия Пудовкина по праву называют легендой Дальневосточного морского пароходства. Он стал капитаном 65 лет назад. А свою жизнь с морем Юрий Александрович связал ещё в годы войны.
Сейчас таких, как он, называют юнгами огненных рейсов. Но в годы Великой Отечественной для ребят, которые под бомбами и неприятельским огнём ходили на военных кораблях или гражданских судах, не было отдельного названия, потому что героизм считался чем-то самим собой разумеющимся.
Юрию Пудовкину уже за 90. Но те события врезались в память. Его воспоминания — живая история. Вот что он рассказывает от тех памятных годах:
«В 1942 году мне было 13 лет, уже шла эта страшная война, отца назначили главным капитаном базы активного морского рыболовства в г. Баутино на Каспии. Почти все взрослые ушли на фронт, на судах не хватало членов экипажей и их стали заменять юнгами. Весной того же года отец устроил меня на малый буксир “Каспиец”, который до войны был прогулочным судном. Мы водили по Каспию баржи с рыбой, топливом, тюленьим жиром. Иногда это была военная техника, обычно закрытая брезентовыми чехлами. Корпус нашего катера длиной около 25 м был деревянным, команда — 15 человек. На катере были установлены два двигателя типа “Болиндер”, каждый по 35 л/с., которые требовали постоянной смазки, никакой автоматики в то время не было», — говорит Юрий Пудовкин.
«И я стал на катере “маслёнщиком”. Обстановка была довольно суровой. Холодно, голодно, завтраков, обедов и ужинов, как таковых, не было, питались вразнобой тем, кто что имел, лишь когда взрослые что-то доставали или обменивали на еду на берегу или на других судах, собирались и обедали вместе. Каждому в сутки выдавалось 800 гр. чёрного хлеба, остальные продукты покупали сами. У меня была зарплата — 90 рублей, насколько помню, столько же стоили в то время рабочие ботинки», — рассказывает он.
В те времена постоянно хотелось есть, ведь растущий организм требовал своё.
«Однажды я не удержался и съел, обломав, чёрные обгорелые корочки с булки хлеба, приготовленной для всех и лежащей на столе в кают-компании. Кто-то из взрослых увидел это через потолочный плафон. Меня не ругали, а просто сказали: “Юра, нельзя есть хлеб без разрешения взрослых!” С этого момента я крошки не брал с общего стола без их разрешения. Много мальчишек-юнг было и на других судах, поэтому какие-то общественные организации в крупных портах типа Баку и Астрахань иногда собирали нас вместе и устраивали довольно сытные обеды, что было для всех просто праздниками. На своё удивление я до сих пор помню фамилию старпома — Джазыкбаев, стармеха — Степашков, а вот фамилию капитана, к сожалению, не помню», — сетует легенда Дальневосточного морского пароходства.
«Хорошо помню, что в зимнее время, южнее г. Гурьева, северо-западная часть Каспийского моря покрывалась льдами, и на них вылезало множество каспийских тюленей. В это время официально создавались целые бригады охотников на тюленей и начинался так называемый “тюльбой”. Всё добытое шло в ход: и шкуры, и мясо, и главное — тюлений жир, из которого затем делали мыло и свечи. Нам неоднократно приходилось буксировать баржи с бочками тюленьего жира. Наши рейсы обычно проходили между каспийскими портами и порт-пунктами: Баутино, Актау, Каспийск, Махачкала, Баку, Красноводск, Астрахань. В Астрахани наши баржи забирали небольшие колёсные буксирчики типа “Ласточка” и буксировали их далее по Волге до самого Сталинграда. На самом астраханском 12-футовом рейде всегда было наиболее опасно, нас постоянно бомбили фашистские самолёты. Так прошло почти полтора года, а осенью 1943 г. отец сказал: “Хватит плавать, пора продолжить учиться!” Он увёз меня в г. Саранск, где я учился по 1947 г. и закончил 10 классов, а затем без билета и почти без еды в основном на крышах вагонов уехал во Владивосток и поступил в ВВИМУ», — резюмирует Юрий Пудовкин.
В 29 лет он, как и его отец, стал капитаном. Пудовкин проработал в Дальневосточном пароходстве 42 года, был капитаном легендарного «Советского Союза» — самого большого в стране пассажирского лайнера.
А помимо военных наград «Юнга огненных рейсов» и «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны», он заслуженно награждён многими другими медалями и редким для торговых моряков орденом «За морские заслуги». К счастью, и сейчас ветеран, несмотря на навалившиеся проблемы со здоровьем, старается не унывать — в войну ведь тяжелей было.