Молодёжь из сельской местности уезжает, найти рабочие руки сложно. Областные законодатели предложили выход: создавать на предприятиях исправительные центры, где трудиться будут осуждённые по нетяжким статьям.
Готов ли бизнес встать на путь исправления, узнал nn.aif.ru.
Шьют одежду и перебирают фрукты.
Нижегородские предприятия, которые с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года создадут на своей территории исправительные центры для осуждённых, получат льготы по налогу на имущество.
Предприятия обязаны построить или организовать на имеющихся площадях рабочие места и общежитие для заключённых. Здания безвозмездно передадут на баланс Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (ГУФСИН). А ещё бизнес обязуется выполнить ряд особых условий. Скорее всего, речь об организации охраны для особенных сотрудников.
По мнению парламентариев, закон выгоден всем. «Осуждённые по нетяжким статьям смогут выплачивать материальный ущерб пострадавшим, организациям или государству. Предприятия будут обеспечены сотрудниками — особенно это актуально для отдалённых районов области, — уверен председатель комитета регионального парламента по бюджету и налогам Александр Шаронов. — Кроме того, это поможет социализации осуждённых, возвращению к нормальной жизни в обществе после отбывания наказания».
Исправительные центры уже действуют на четырёх предприятиях региона. Заключённые работают на спецучастках птицефабрики в селе Спасское, шьют одежду в Семёнове, перебирают и консервирую фрукты-овощи в Кстовском районе, а в самом Кстове делают автомобильные и железнодорожные цистерны.
По данным регионального ГУФСИН, в 2023 году всего создадут 555 рабочих мест. Сколько всего в регионе осуждённых по нетяжким статьям, не уточняется, но квота небольшая.
Выгода или благотворительность?
От того, насколько исправно заключённые гасят материальный ущерб по своим уголовным делам, зависит возможность их условно-досрочного освобождения. При этом заработки на производствах в колониях мизернее, рассказала nn.aif.ru волонтёр по тюремному служению Татьяна Фалина. Например, в женских колониях заработок — всего 500−1000 ₽ в месяц, а сумма материального ущерба по уголовному делу зачастую — несколько миллионов рублей.
Для сравнения: среднемесячная заработная плата заключённых на той же птицефабрике в Спасском достигает 23 300 ₽
«Работая на предприятии и проживая в общежитии, человек всё же находится не в колонии и не проникается её атмосферой. Это особенно важно для тех, кто осуждён впервые по нетяжким статьям, — рассуждает волонтёр. — Кроме того, условия на реальном производстве более жёсткие, заключённый к ним адаптируется и потом в обычной жизни сможет нормально работать».
Идея создать исправительные центры на предприятиях хорошая, но для бизнеса это скорее социальная нагрузка, чем реальная выгода, считает директор консалтинговой компании Юрий Кузьмичёв: «Социализация осуждённых — безусловно, важный государственный вопрос. Но предприятие должно потратить деньга на строительство или создание инфраструктур центра. Обеспечить заключённым охрану. Да, таким сотрудникам можно платить меньше, чем обычным, но намного ли?».
Если бы государство приравняло создание центров к благотворительной деятельности предприятий, то выгоды для бизнеса было бы больше, предполагает Юрий Кузьмичёв. Он считает, что закон предполагает куда более выгодные налоговые льготы для бизнеса, который поддерживает социальные начинания.