
В конце мая по старому стилю, или 4 июня по новому, отмечается очень важная дата в истории нашего края. В этот день в 1853 году (ровно 170 лет назад) сподвижник руководителя Амурской экспедиции Геннадия Невельского Николай Бошняк открыл одну из самых больших в мире морских гаваней, которая получила имя Императорской, а ныне называется Советской. Как это было и как развивались события на побережье Татарского пролива впоследствии, — рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».
Там, где поднят российский флаг…
Предыстория Советской Гавани, как и всего побережья Татарского пролива в Хабаровском крае, тесно связана со знаменитой Амурской экспедицией Г. Невельского с конца 40-х годов XIX века до 1855 года. Под руководством этого по-хорошему дерзкого морехода были доказаны судоходность Амура, островной статус Сахалина, а на исследованных им и его сподвижниками берегах ставились православные кресты и поднимался флаг России. Действовали участники экспедиции на опережение — другие державы уже покушались на эти земли.
Работала Амурская экспедиция на свой страх и риск. Невельского от доносов и дворцовых интриг спасла резолюция императора Николая Первого: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен». Место, где сегодня расположен город Советская Гавань, ещё весной 1853 года открыл и застолбил за нашей страной верный сподвижник Геннадия Невельского Николай Бошняк. Он к тому времени уже нашёл и обследовал уникальное месторождение каменного угля на Сахалине, отработал в устье Амура. От аборигенов участники экспедиции узнали, что к югу от уже хорошо изученного ими залива Де-Кастри есть обширная и очень удобная бухта. Её называли Хаджи. Николай Бошняк с тремя спутниками отправились на её поиски на утлой нивхской лодке. Через несколько дней пути, 23 мая (4 июня по новому стилю) 1853 г., они причалили в огромной бухте. «Перед нами тянулась широкая масса воды, совершенно тихой и гладкой, как зеркало. Густой лес окраивал эту прекрасную водяную ленту. Я приказал измерить глубину двухсаженным шестом — шест пронесло. Я скомандовал: “Шапки долой!” — и усердно перекрестился», — писал Николай Бошняк в своих воспоминаниях.
Неделю участники Амурской экспедиции составляли подробные описания и примерные карты залива, которому лейтенант Бошняк дал имя государя Николая Первого. Позже бухту эту назовут Императорской, а уже при большевиках переименуют в Советскую Гавань. Залив этот оказался настолько огромен, глубок и удобен, что легко мог бы вместить в себя весь имеющийся тогда торговый флот мира. Николай Бошняк установил памятный крест, на котором написал: «Гавань Императора Николая открыта и глазомерно описана лейтенантом Бошняком 23 мая 1853 года, на туземной лодке, со спутниками казаками Семеном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским (якутским. — Прим. ред.) крестьянином Иваном Моисеевым».
— Он собрал местных орочей, старосте выдал бумагу на русском, французском и немецком языках, объяснив, что её нужно предъявлять всем заходящим в гавань иностранным кораблям как удостоверение принадлежности этих земель и вод России, — рассказал краевед из Советско-Гаванского района Владимир Кондратьев.
Дальневосточный рубеж обороны
— В августе 1853 года Геннадий Невельской прибыл на «Байкале» в новооткрытую Императорскую гавань и лично основал на её северных берегах Константиновский пост. Имя он дал в честь великого князя Константина Николаевича Романова — сына императора Николая Первого. А Константин Бошняк с октября этого года стал начальником поста, — говорит совгаванский краевед Александр Сесёлкин.
— С мая 1854 года на охрану Константиновского поста в Императорской гавани встал знаменитый фрегат «Паллада». Он из-за высокой осадки не смог пройти в устье Амура. Весной 1856 года из-за опасений, что боевая единица может достаться врагу, был отдан приказ затопить его. После этого Константиновский пост наш гарнизон покинул. И в том же году в Императорскую гавань, хотя Крымская война уже была завершена, но до Дальнего Востока это известие ещё не дошло, вошла британская эскадра во главе с пароходом «Барракуда», — говорит Александр Сесёлкин. — Англичане тогда обследовали гавань, дали всем бухтам и мысам свои названия и сожгли оставленный русскими Константиновский пост. Об этом сохранились воспоминания британского поручика Джона Томсона.
Австралийский след
На следующий год по приказу контр-адмирала Петра Казакевича Константиновский пост на берегах Императорской бухты был восстановлен. Но он оставался немногочисленным и просуществовал до 1903 года.
— Предыстория же города Советская гавань началась в 1907 году с австралийской концессии Гарольда Слэя. Он начал заготовку и отправку древесины. На берегу бухты Концессии (ныне Окоча) построил офис, жильё для работников. Так к 1915 году здесь возникло село Знаменское, состоявшее из трёх близлежащих поселений, — продолжает Сесёлкин.
В 1922 году на берегах Татарского пролива утвердилась власть Советов. Императорскую бухту переименовали в Советскую Гавань. Кстати, эта территория входила в состав Приморской области Дальневосточного края, а после его разделения в 1938 году — в состав Приморского края. В 1941 году Советская Гавань приобрела статус города.
В 1948 году Совгаванский район Приморья указом Президиума Верховного Совета РСФСР был переподчинён Хабаровску вместо Владивостока. Случилось это после ввода железнодорожной ветки, которая соединила Советскую Гавань с Комсомольском и Хабаровском.