Российское образование востребовано в Узбекистане, это закономерный процесс — Равшан Назаров

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Российское образование набирает все большую популярность в Узбекистане. Это связано с постоянно расширяющейся сетью филиалов российских вузов, а также стандартами качества, которые там применяются, считает кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Узбекистана Равшан Назаров.

Источник: Podrobno.uz

В интервью корреспонденту Podrobno.uz он рассказал о том, насколько эффективно работает система «двойных дипломов» между вузами двух стран, какие направления сотрудничества в сфере образования и науки необходимо активизировать Узбекистану и России, а также стоит ли нам пересмотреть вектор на Болонскую систему образования.

— Почему в Узбекистане так популярно российское образование, только по официальным данным в РФ учатся порядка 50 тысяч студентов из нашей страны?

— Если быть совсем точными, то непосредственно в вузах России учится 53 тысячи студентов из числа граждан Узбекистана. Это бакалавриат, специалитет и магистратура. Из них 12 тысяч — на бюджетной основе. И еще несколько тысяч человек являются аспирантами, докторантами, стажерами-исследователями. В этом нет ничего удивительного. Русский язык широко распространен в Узбекистане, более 10 процентов школьников учатся непосредственно на нем, он преподается во всех типах учебных заведений и уровень его знания всегда можно улучшить на широко распространенных курсах.

Кроме того, в Узбекистане много лет активно работает Российский центр науки и культуры (Россотрудничество, «Русский Дом» — прим. редакции), который непосредственно занимается направлением абитуриентов из Узбекистана в Россию. Но многие поступают и сами, а затем охотно учатся в ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Уфы и других городов. Я лично, где бы не выступал с лекциями или научными докладами, обязательно встречаю земляков из числа студентов или аспирантов, и тенденция обучения в вузах РФ только растет. И это вполне понятно, поскольку авторитет российского образования закономерен.

— Какие направления двустороннего сотрудничества между РФ и Узбекистаном в образовании и науке необходимо сегодня активизировать?

— В марте 2021 года был принят важный документ — постановление президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему развитию многогранного сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией», в котором четко прописаны такие цели, как «расширение взаимовыгодного, практического партнерства между Узбекистаном и Российской Федерацией в политической, торгово-экономической, инвестиционной, финансово-технической, культурно-гуманитарной сферах», «поднятие стратегического сотрудничества и союзнических отношений на качественно новый уровень и дальнейшего обогащения его конкретным содержанием».

В сентябре 2022 года была подписана Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами. В разделе культурно-гуманитарного и социального сотрудничества этого документа отмечено, что стороны приветствуют проведение российско-узбекских образовательных форумов, будут поощрять дальнейшее взаимодействие по линии образовательных организаций высшего, среднего и профессионального образования двух государств и расширение географии размещения филиалов российских вузов в Узбекистане, исходя из реальных потребностей регионов и соответствующих отраслей экономики.

Среди основных направлений для партнерства двух стран в документе прописаны археология, астрономия, астрофизика, биология, геология, математика, медицина, музееведение, химия, а также агропромышленные, пищевые, цифровые, медицинские, фармацевтические и другие технологии, рациональное использование энергии и природных ресурсов.

В октябре 2022 года в Самарканде состоялся третий узбекско-российский образовательный форум «Интеграция образования, производства и науки — драйвер академической эффективности». На нем были обсуждены такие актуальные вопросы, как новые направления российско-узбекского сотрудничества в сфере образования, роль образования в устойчивом развитии государства и общества, подготовка инженерных, а также педагогических кадров, перспективы сотрудничества в сфере университетской науки и инновационной деятельности.

Так что двустороннее сотрудничество в сфере образования и науки активно развивается. Только в 2022—2023 году Узбекистан посетили такие видные российские ученые, как академик РАН Андрей Каприн, члены-корреспонденты РАН Сергей Иванов и Анатолий Соловьев, профессор-социолог Валентина Комлева, делегации Объединенного института ядерных исследований (Дубна), Росатома, иммунологов, геофизиков, Казанского федерального университета и многие другие.

— Насколько важны для развития Узбекистана филиалы российских вузов, число которых растет с каждым годом?

— Деятельность в Узбекистане филиалов российских вузов позволяет гражданам Узбекистана получать качественное образование прямо на месте, не выезжая из страны. Я лично неоднократно бывал во многих филиалах, у меня там работает много друзей и коллег, а в филиале РЭУ имени Плеханова я преподаю.

Должен отметить, что одна из важных особенностей филиалов — это то, что здесь очень внимательно относятся к подбору преподавательских кадров. Скажу хотя бы на близком мне примере старейшего в Узбекистане филиала РЭУ имени Плеханова, которому уже исполнилось 28 лет. Все учебные программы полностью соответствуют программам головного вуза — Российского экономического университета имени Плеханова.

Многие преподаватели — сами выпускники РЭУ, других российских и зарубежных вузов. Я, например, выпускник МГУ имени Ломоносова. Все преподаватели регулярно проходят повышение квалификации и аттестации. Ведущие профессора и доценты головного вуза проводят онлайн-лекции в рамках академической мобильности.

В филиале действует несколько студенческих научных кружков — «Экономист», «Менеджер», «Международник», «Лингвист», «Гуманитарий» и другие. Учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательно-просветительская работа в филиале поставлены на высоком уровне, результатом чего является большое число сертификатов, грамот, благодарностей, других знаков отличия, полученных как профессорско-преподавательским коллективом, так и студентами.

Полагаю, что и другие филиалы российских вузов в Узбекистане соответствуют уровню своих головных подразделений. Ведь нельзя ударить в грязь лицом, если ты представляешь такие славные вузы, как МГУ, РГУНГ, МГИМО, ВГИК, РГПУ и другие.

— Как вы относитесь к программам подготовки специалистов по так называемой системе «двойных дипломов» с российскими вузами?

— Это хорошо зарекомендовавшая себя и апробированная система международного сотрудничества в области высшего образования. В качестве примеров можно привести очень удачные программы «двойных дипломов» Национального университета Узбекистана с Казанским федеральным университетом (действует с 2018 года — прим. редакции) и Российским государственным гидрометеорологическим университетом (с 2021 года), Самаркандского государственного университета с Московским государственным технологическим университетом «Станкин» и Северо-Западным институтом управления РАНХиГС (с 2019 года).

Также отлично зарекомендовали себя совместные программы Узбекского государственного университета мировых языков с Московским государственным лингвистическим университетом (с 2019 года), Ташкентского государственного университета востоковедения с Санкт-Петербургским университетом (с 2020 года), Ташкентского государственного аграрного университета и Саратовского государственного аграрного университета (с 2021 года), Ташкентского государственного экономического университета с Уральским государственным экономическим университетом (с 2021 года).

Причем, надо отметить, что не только столичные вузы имеют такие программы, но и многие региональные. Например, Каршинский государственный университет реализует программы «двойных дипломов» сразу с тремя российскими вузами по разным направлениям обучения — с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом (изобразительное искусство и инженерная графика), с Приволжским медицинским исследовательским университетом (педиатрия, лечебное дело, фармация), с Московским государственным лингвистическим университетом (теория и методика преподавания иностранных языков и культур). Так что этот механизм набирает свои обороты.

— В Узбекистане много говорится о необходимости перезагрузки профессионального образования. На ваш взгляд, какие проблемы существуют в сфере и какой российский опыт здесь можно применить?

— Надо отметить, что реформы в этом направлении идут, и довольно активно. В Узбекистане с 2020 года действует обновленная система специального профессионального образования. Теперь выпускники школ могут получать начальное профессиональное, среднее профессиональное и среднее специальное профессиональное образование. Обучение проходит в профессиональных школах, колледжах и техникумах.

Профессиональные школы предназначены для выпускников 9 классов. Учащиеся получают начальное профобразование, изучают интегрированные программы общеобразовательных и профильных дисциплин. Обучение проходит очно и длится два года.

На уровень среднего профессионального образования принимают в колледжи. Целевая аудитория — абитуриенты с дипломами об общем среднем образовании. Студентам предлагают очный, вечерний и заочный форматы.

Среднее специальное профессиональное образование получают в техникумах, которые действуют под эгидой вузов. Выпускников, успешно окончивших техникумы, принимают на второй курс вуза без вступительных экзаменов.

В рамках совершенствования профобразования предлагается внедрить в 57 учреждениях системы дуального обучения, то есть с возможностью учиться и работать. С этой целью при учебных заведениях организуются производственные цеха предприятий, где студенты будут проходить оплачиваемую практику.

Студенты будут оформляться согласно Трудовому кодексу с перспективой продолжения работы. У педагогических колледжей уже есть опыт подобного взаимодействия: студенты два дня занимаются учебой, а четыре дня проводят на практике, за что получают зарплату. Эту методику признали успешной и решили распространить на другие учреждения среднего профессионального образования.

Чтобы поступить в учебное заведение на уровень среднего профессионального образования, нужно сдать вступительные экзамены, которые проходят в виде тестовых, письменных и творческих заданий. Форма экзамена зависит от выбора специальности. Подача документов осуществляется через сайт my.dtm.uz в разделе «поступление в профессиональные учебные заведения». Регистрация абитуриентов длится до 10 сентября. Зачисление проходит на основе рейтинга по результатам накопленных баллов. Абитуриенты, которые набрали самые высокие баллы, обеспечиваются государственными грантами, остальным предлагается контракт на платное обучение. Сироты и студенты из малообеспеченных семей учатся бесплатно.

В системе среднего специального профессионального образования Узбекистана сегодня функционируют 330 профессиональных школ, 173 колледжа, 207 техникумов. В профшколах студенты обучаются очно, обеспечиваются трехразовым питанием и получают стипендию. В учреждениях, предоставляющих среднее специальное и среднее профессиональное образование, студенты могут учиться очно, заочно и по вечерам. Также есть возможность обучаться по дуальной системе.

Срок образования зависит от сложности выбранной профессии и занимает от полугода до двух лет в колледжах, не менее 2 лет — в техникумах. Стипендию в учебных заведениях данного типа учащиеся не получают. Студенты-вечерники обычно учатся после дневной смены. Обучение проходит в виде лекций, лабораторных и практических, самостоятельных и онлайн-занятий. Студентов не отрывают от основной работы, занятия проходят 4−5 дней в неделю, нагрузка не превышает 20 часов.

Студенты-заочники учатся самостоятельно, в том числе дистанционно до конца учебного семестра. На время сессий предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы не менее 30 календарных дней.

В Российской Федерации среднее профессиональное образование реализуется как обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями. В целом системы профессионального образования России и Узбекистана достаточно близки, что позволяет обмениваться учебными программами, профессиональным опытом и кадрами.

— Как вы относитесь к Болонской системе образования? Подходит ли она Узбекистану? В России, например, начали постепенный отказ от нее.

— Для тех, кто имеет слабое представление о том, что такое Болонская система — немного истории. В 1998 году министры образования четырех стран — Великобритании, Германии, Италии и Франции во время празднования 800-летия Парижского университета, решили, что развитие науки и образования в Европе можно ускорить путем создания единой образовательной системы. Ими была подписана Сорбоннская декларация, на основе которой через год, в 1999 году, была утверждена уже Болонская декларация. В ее преамбуле отмечено: «Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям».

В качестве стратегических целей были намечены: расширение доступа к высшему европейскому образованию, повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов, ориентированность академических степеней и других квалификаций на потребности рынка труда.

Согласно Болонской системе, есть три ступени образования: бакалавриат (3−4 года), магистратура (1−3 года), докторантура (2−3 года). В настоящее время тот или иной вариант Болонской системы приняли 46 государств, в том числе из постсоветских Россия (с 2003 года), Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина (с 2005 года), Казахстан (с 2010 года), Беларусь (с 2015 года).

Переход на данную систему далеко не везде и не всегда проходил гладко, во многих странах было недовольство и протесты преподавателей и студентов, например, в Венгрии, Хорватии, России и Казахстане. Почти во всех странах очень многие эксперты, студенты, преподаватели и чиновники, мягко говоря, не в восторге от данной системы. Тем более, что планировавшейся всеобщей унификации образования так и не произошло, многие национальные образовательные системы сохранили свои особенности.

Эксперты сегодня критикуют систему «бакалавриат + магистратура» за несистемное обучение и недостаточно фундаментальное образование, так как отсутствует системно-фундаментальный подход и научная методология при обучении студентов. В результате мы имеем узость, фрагментарность знаний и недостаток профессиональных компетенций.

Диплом бакалавра во многих странах воспринимается как незаконченное (неполное) высшее образование, и заработная плата с дипломом бакалавра существенно ниже в большинстве стран.

Болонская система практически не учитывает образовательные традиции и национальные интересы различных стран в рамках унифицированной образовательной системы. Существующая система тестирования также не обладает точностью при оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Узбекистан имеет смешанную систему образования. У нас введены степени бакалавра и магистра, но вот докторских степеней у нас две — PhD (доктор философии, аналог прежнего кандидата наук) и DSc (доктор наук). Так что, на мой взгляд, здесь надо учиться на чужих ошибках, чтобы не делать своих.