В 2021 году в Узбекистане стартовала национальная программа по борьбе с вирусным гепатитом С (ВГС). Ее цель — снизить заболеваемость ВГС в республике до нуля к 2030 году. В этом Узбекистану помогает Египет, который в рамках гуманитарной помощи поставляет противовирусные препараты.
Планируется, что за 2023−2024 годы на вирусные гепатиты С и В протестируют около 5 млн человек по всему Узбекистану. Лечение получат порядка 140 тыс. больных.
В чем опасность ВГС, кто чаще всего им заражается и в каких случаях заболевание тяжело подается лечению — об этом и многом другом в интервью Sputnik рассказал директор Института вирусологии Министерства здравоохранения РУз Эркин Мусабаев.
— Эркин Исакович, чем опасен вирусный гепатит С?
— Его неслучайно называют «ласковым убийцей». Так говорят, потому что до последней стадии, которая наступает спустя 20−25 лет после заражения, больной даже не будет знать о серьезном поражении печени. Развивается цирроз печени, который может перейти в рак, или рак может развиваться с самого начала, то есть это серьезнейшее осложнение, которое проходит без каких-либо клинических проявлений.
— Но хоть что-то же должно насторожить?
— Явных признаков нет, в этом вся сложность и опасность заболевания. Но есть симптомы, на которые стоит обратить внимание — это хроническая усталость, анемия (например, начинают крошиться ногти), повышенные печеночные пробы, в частности билирубин, АЛТ и АСТ.
— Сколько в Узбекистане больных гепатитом С?
— По нашим данным, лишь 10% больных знают о своем заболевании и около 3% взрослого населения Узбекистана являются носителями вируса гепатита С. Это около 600 тысяч больных. Однако из них уже вылечились 85 тысяч пациентов.
— Как лечат пациентов с ВГС? Сколько стоит диагностика и терапия?
— Вирусный гепатит С лечится. Сегодня пациенты проходят диагностику и получают лечение за счет государства. При областных инфекционных больницах работают региональные гепатологические центры.
В рамках гуманитарной помощи из Египта привозят препараты для лечения гепатита С — «Даклатасвир» и «Софосбувир».
В настоящее время мы активно набираем пациентов, и когда получим оба препарата, то начнем распределять их по областям.
Лечение заключается в приеме одновременно двух препаратов на протяжении трех месяцев. В больницу ложиться не нужно. Побочных эффектов практически нет. Вылечиваются 95−96%.
— В каких случаях гепатит С сложно подается лечению?
— В случае запущенной стадии или сопутствующих заболеваний. Например, это могут быть избыточная масса тела и диабет. Кстати, гепатит С сам по себе приводит к диабету. Это одно из его внепеченочных поражений.
— Как сдают анализ на ВГС и как скоро можно узнать результат?
— Тест делают при помощи экспресс-набора со стопроцентной чувствительностью. Для этого достаточно капли крови из пальца. Фактически мы говорим о карманной лаборатории. Результат получаем в течение 5−7 минут. Это все компьютеризируется и сразу вносится в базу данных. Таким образом проводить скрининг на эту форму заболевания можно миллионам человек.
— В Узбекистане реализуют программу борьбы с гепатитом С, которая позволит полностью победить это хроническое заболевание. Как проходит этот процесс?
— Первое — нужно усиливать осведомленность населения об этом заболевании. Второе — организовать систему скрининга. Да, технология есть, но ее нужно внедрить. Необходимо создать по всей стране базу данных, чем мы второй год и занимаемся.
В рамках постановления президента выделили средства, чтобы протестировать 500 тыс. человек. Но так как мы будем иметь достаточное количество гуманитарных препаратов, сейчас мы хотим выйти на уровень тестирования 2−3 млн человек в год. В этом году — два миллиона, в следующем — три. Задача — достичь целей ВОЗ 90−90−60. Для этого необходимо выявить 90% больных, вылечить их и на 60% сократить смертность от осложнений ВГС.
Наряду с обследованием на гепатит С, в рамках национальной программы мы также проводим ранний скрининг на гепатокарциному — рак печени. Потому что его основная причина — вирусы гепатитов В и С. С осени этого года мы начнем обучать врачей-специалистов по ультразвуковой диагностике. Это большой совместный проект с Ганноверским гепатологическим центром. Многие врачи не могут обнаружить раннюю стадию гепатокарциномы, когда эта опухоль хорошо поддается лечению.
— Кто чаще всего рискует заразиться и каковы пути передачи ВГС?
— К сожалению, рискуют, прежде всего, врачи. Кроме того, женщины, которые часто пользуются, например, услугами косметологов и стоматологов. Но сегодня основная группа больных гепатитом С — это пациенты, заразившиеся в 2000-х годах. Новых случаев сейчас гораздо меньше, во всяком случае, в Ташкенте.
Дело в том, что в те годы была небезопасная практика переливания крови, а чувствительность методов тестирования не превышала 60%.
— Можно ли повторно заразиться гепатитом С?
— Можно. В основном это пациенты с рискованным поведением. Например, инъекционные наркоманы. К счастью, их становится все меньше. Однажды у одного пациента мы даже обнаружили вирус-мутант, когда один вирус еще не ушел, а второй уже на него наслоился. У нас даже есть научная публикация на эту тему. Но это, конечно, исключительный случай.
Ранее мы сообщали, что Египет передал Узбекистану партию препарата для лечения гепатита С.