Каковы туристические предпочтения жителей Беларуси

Туризм — одна из важных сфер как для экономики страны, так и для каждого человека. Многие предпочитают проводить свой досуг, путешествуя, посещая новые места, знакомясь с достопримечательностями. Пользуется спросом и оздоровление в санаториях и другие виды отдыха.

Что же в приоритете у белорусов? О результатах социологического исследования «Туристические предпочтения жителей Беларуси» рассказали журналистам представители Института социологии Национальной академии наук — заместитель директора по научной и инновационной работе Николай Сухотский и заведующий Центром оперативных исследований Александр Бельский.

Как и с кем любят отдыхать белорусы

Исследование проводилось в виде телефонного опроса в три этапа — в марте — апреле 2021 и 2022 годов и в мае — июне 2023 года. Замеры проводили перед активным стартом туристического сезона. Выборочная совокупность в 2023 году составила 900 белорусов от 18 лет и старше, в 2022-м — 1 тыс., в 2021-м — 1051. География — все областные центры и Минск, отдельные городские и сельские населенные пункты по всем областям.

Первый вопрос, который задали участникам, — «Считаете ли вы отдых / путешествия важной частью вашей жизни?» Большинство белорусов на этот вопрос ответили утвердительно. Примечательно, что в 2021 году так ответили 87,7% опрошенных — больше, чем в 2022-м и 2023-м.

«Для всей индустрии туризма в нашей стране и мире в целом стресс-тестом стал ковид. Люди очень хотели путешествовать, и это стремление отражают цифры за 2021 год. А в последующие годы мы видим стабилизацию цифр на уровне 73−75%», — отметил Николай Сухотский.

Следующий вопрос — «Как вы предпочитаете отдыхать?» На первом месте — отдых на природе (45,1%).

«Это возможность релакса, возможность слиться с природой и восстановить свои силы. Не зря санатории, как правило, располагаются в живописных местах, на берегу озер, в сосновых лесах и так далее», — добавил замдиректора.

Популярностью пользуются и рыбалка, охота, собирание грибов / ягод (39,2%). Значительное количество опрошенных отметили отдых на даче (31,5%), посещение исторических памятников (28,9%), отдых на пляже (25,1%), посещение природных достопримечательностей — заказников, заповедников, экотроп (22,5%).

«Экстремальный отдых не так популярен, но, в принципе, поклонники есть. Больше им интересуется, естественно, молодежь», — обратил внимание Николай Сухотский.

Белорусы предпочитают путешествовать преимущественно с семьей (более 70% от числа опрошенных) и друзьями (более 30%).

«Есть и те, кто в силу обстоятельств предпочитает отдыхать в одиночку. Тот же ковид задал тему социального дистанцирования», — обозначил заместитель директора.

Свой туристический отдых, согласно результатам опроса, белорусы предпочитают организовывать самостоятельно. «Есть определенная динамика по снижению числа белорусов, которые ориентируются в этом деле на туристических операторов и агентства. Самостоятельность в этом вопросе, думаю, связана с опытом: люди накапливают опыт, появляются компетенции в сфере заказа билетов онлайн, разработке логистических маршрутов», — считает Николай Сухотский.

Во время путешествия белорусы предпочитают проживать у родственников, знакомых, друзей (36,4%), в гостиницах, отелях (30,5%), арендованной квартире, доме (18,1%). «Если смотреть в разрезе возрастов, то санатории предпочтительны для более пожилого населения, а для молодежи — гостиницы, арендованные квартиры, хостелы», — уточнил заместитель директора.

Что привлекает за границей и дома.

На вопрос «Планируете ли вы во время своего отпуска / выходных дней выезд за границу?» ответили утвердительно 13,1% опрошенных. Также во время социологического исследования был выделен топ-10 стран, запланированных белорусами для посещения в 2023 году. С большим отрывом лидирует Россия (42,3%). На втором месте Турция (11%). Также в перечень попали страны Европы, Египет, ОАЭ, Таиланд. «Раньше в этом топе была бы Украина, но теперь ее нет по объективным обстоятельствам. Немного удивляет, что нет Болгарии — популярного направления для белорусов. Ситуация меняется», — отметил Николай Сухотский.

Составлен и топ-10 регионов России для посещения белорусами. Здесь с большим отрывом лидирует Северная столица — Санкт-Петербург (40,4%). На втором месте Москва (23,1%).

«Рассматриваете ли вы Беларусь как место для вашего отдыха?» — такой вопрос также задали в ходе социологического исследования. «Конечно, да. И здесь мы видим однозначную положительную динамику и очень хороший посыл для национальных туроператоров, турагентств и для Министерства спорта и туризма. Белорусы все больше и больше ориентируются на нашу страну как на место отдыха, в 2023 году так ответили 91,7% опрошенных. Этим трендом надо пользоваться и рассматривать как аванс для тех, кто занимается развитием туризма в Беларуси», — сказал заместитель директора.

По Беларуси граждане путешествуют с разными целями. Опрошенные называли в их числе посещение исторических и культурных мест, родственные визиты, посещение малой родины, природных объектов (заповедников, лесов, озер), лечение, оздоровление, посещение мероприятий, фестивалей, выставок, религиозных святынь.

В топ-10 городов и регионов, посещенных белорусами во время последнего путешествия по родной стране, в 2023 году попали Брест, Минск, Гродно, Несвиж, Витебск, Мир, Могилев, Гомель, Полоцк и Браслав. Среди тех, которые планируют посетить белорусы, также лидируют Брест, Минск и Гродно. Визитной карточкой страны белорусы считают Мирский замок, Брестскую крепость, Несвижский замок, в списке присутствуют Беловежская пуща и «Хатынь».

Среди мероприятий, которые наиболее интересны белорусским туристам в своей стране, лидируют фестивали музыки и музыкальные конкурсы, ярмарки, исторические фестивали и реконструкции. «Мы видим, что есть запрос на массовые мероприятия, на позитив, музыку, концерты, шоу», — обратил внимание Николай Сухотский.

Опрошенные рассказали и о том, какие виды считают наиболее перспективными для развития внутреннего туризма. В лидерах оказался лечебно-оздоровительный туризм. В топе также военно-исторический туризм, агроэкотуризм, активный и спортивный туризм, а также культурно-образовательный, пляжный.

Как было организовано социсследование

«Данные собраны в динамике — 2021, 2022 и 2023 годы. Каждый год был схожий блок вопросов, чтобы мы могли уловить определенные тенденции. Вместе с этим присутствовали и определенные блоки вопросов, задать которые вынуждало время. Если говорить про 2021 год, то, безусловно, влияла пандемия COVID-19, она значительно трансформировала туристические практики населения нашей страны. Население стало в большей степени рассматривать территорию Беларуси как место для туризма. В 2022 году на туризм повлияли события на территории Украины. Фишкой 2023 года стали белорусские санатории. Это наш бренд, то, что вызывает интерес не только у жителей нашей страны, но и у гостей из ближнего и дальнего зарубежья», — сказал Александр Бельский.

Он подчеркнул, что данные социологического исследования репрезентируют взрослое население страны по таким категориям, как пол, возраст, образование и населенный пункт. По его словам, погрешность составляет около 3% и не превышает допустимую исходя из объема выборочной совокупности.

Интервьюеры звонили на стационарные телефоны, то есть традиционные домашние. Александр Бельский пояснил, почему был выбран этот метод, а не мобильные телефоны. «Когда звонят на стационарный телефон, люди отвечают на вопросы достаточно охотно. Человек дома, в спокойной атмосфере и может посвятить время исследованию. Если звонить на мобильный, человек может быть в магазине, в пути, на работе и прочее, так что был бы достаточно высокий процент отказов. Тогда достижимость респондента бы упала, и говорить о репрезентативности результатов было бы достаточно проблематично», — обратил внимание он.

«Кроме того, если звонить на мобильный, нужно жестко снижать количество вопросов и делать формулировки вопросов и ответов крайне лаконичными. Стационарный телефон позволяет задать около 30 вопросов, и эти вопросы могут быть освещены достаточно глубоко. Так что преимущества очевидны. Мы сотрудничаем с “Белтелекомом”, и благодаря этому имеется возможность охватить все население страны. У нас достаточно серьезная работа по проверке интервьюеров — 35% от общего массива эффективных интервью мы перепроверяем методом повторного прослушивания. Это дает возможность оценить объективность опроса», — уточнил заведующий центром.

По его мнению, результаты социологического исследования могут быть интересны белорусам, а также полезны Министерству спорта и туризма, в частности для разработки определенных законодательных актов, рекомендаций.

Валерия ГАВРИЛОВА,