— Группировка советских войск на этом направлении в конце июня 1942 года была крайне слабой. Тем временем в середине июля передовые части вражеских сил вышли в большую излучину Дона. Угроза прорыва противника в район Сталинграда стала реальной.
Чтобы усилить действующие на этом направлении войска, на подступы к Сталинграду и рубеж Дона выдвигались резервные армии созданного 12 июля 1942 года Сталинградского фронта.
У немцев в распоряжении было около 270 тысяч солдат и офицеров, три тысячи орудий и минометов, 500 танков, 1 200 самолетов. Советские войска могли противопоставить им около 160 тысяч человек личного состава, 2 200 орудий и минометов, около 400 танков и 454 самолета. Резервные армии занимали оборону на слабо или вовсе не подготовленных рубежах, мгновенно попадая на открытой местности под удары вражеской авиации. В таких условиях начиналась Сталинградская битва, переломившая ход Второй мировой войны.
На рассвете 17 июля советские войска начали атаку противника, намереваясь овладеть хутором Русаков. Молниеносная атака нанесла урон немецкой армии — фашисты потеряли много людей, машин, другой техники. Они в панике бежали через реку Чир и заняли оборону на западном берегу реки. Поскольку потери Красной Армии были незначительны, было решено развить успех и взять станицу Чернышевскую.
Около половины девятого утра танки с окраины Русакова рванулись под уклон к берегу реки и сходу форсировали ее по деревянному мосту. Прорвав оборону немцев, они устремились к Чернышевской. Приблизившись примерно на 100 метров к крайним домам станицы, танки развернулись в линию и открыли огонь из пулеметов, десантники, спрыгнув с них, пошли в атаку, но попали под ураганный пулеметный и минометный огонь противника. Продержав оборону до шести вечера, они по приказу комбата отошли к реке.
Шесть-семь суток потребовалось гитлеровским войскам, чтобы сломить сопротивление передовых отрядов и, преодолев 70 километров, подойти к главной полосе обороны на дальних подступах к Сталинграду. Изначально немцы планировали взять город за неделю к 25 июля. Срок сорвали передовые отряды советской армии. Но достигнуто это было тяжелой ценой — от батальонов осталась горстка людей.