Центр помощи диким и экзотическим животным находится при биолаборатории Кемеровского государственного университета. Образовался он спонтанно. В 2013 году расформировался один из контактных зоопарков, этих животных и приютила лаборатория. А потом люди стали приносить сюда попавших в беду зайцев, ежей, грызунов. Но больше всего здесь птиц — коршунов, сов. Были даже пеликан и фламинго. Но центр не зоопарк. Здесь реабилитируют животных и птиц, а потом их выпускают или передают в питомники.
На энтузиазме.
Питомцы попадают в центр по разным причинам: это и деятельность человека, и естественный отбор. «Например, там, где проходила тысячелетиями миграция птиц, появился город. Птицы летят старыми маршрутами по привычке предков и попадают в беду. Или хищные птицы ищут лёгкую добычу вдоль трасс, поедая сбитых животных, и сами тоже по неосторожности становятся жертвами. Кроме того, стеклянные окна зданий так и тянут к себе птиц, — рассказывает волонтёр Наталья Ивлева. — Ну и сам город — это источник пищи, всегда есть мусор, который привлекает мышей и крыс».
Но берут волонтёры не всех. Иначе, как признаются, просто бы утонули в потоке ворон и голубей. Их слишком много. К тому же этих птиц люди в состоянии выкормить и выходить сами. В центре всех готовы научить и каждому подсказать. Не могут здесь принять и животных крупнее зайца, потому что нет ни площадей, ни ресурсов. Конечно, не всех выпускают на волю. Сейчас в центре живёт несколько пернатых. Их волонтёры называют птицами-учителями. Они сами не могут вернуться в природу, но служат для обучения молодняка.
Великолепная шестёрка.
«КемГУ выделил площади, и в нашем распоряжении есть замечательная оснащённая по последнему слову техники клиника. А остальное — за личные средства. Трудятся у нас волонтёры. Но их число непостоянно: кто-то уезжает в другие города и страны, кто-то не может работать из-за рождения детей, кто-то студент, который уехал на каникулы. А потому временами приходится тяжеловато, сложно находить людей, которые будут трудиться на благо животных только ради животных, — рассказывает волонтёр. — И люди не всегда это понимают. Днём мы на работе, вечером лечим. А горожане возмущаются, что мы не выезжаем на место в любое время дня и ночи, не отвечаем мгновенно».
Сейчас волонтёров шестеро. К уходу за питомцами привлекают и студентов-ветеринаров — для них это отличная практика. Отзывчивы и жители. Всегда готовы прийти на помощь в уборке, интересуются судьбой найденного животного. Также с помощью неравнодушных автовладельцев волонтёры выпускают питомцев на волю.
Не всегда нужна помощь.
К сожалению, питомцы, попавшие в беду, нередко погибают. Пострадавшие животные часто прячутся и попадают к спасателям уже довольно поздно, будучи серьёзно истощёнными или с инфицированными ранами. «Чудесные истории спасения тоже есть — это когда птица, подстреленная человеком ради развлечения, причём в городе, возвращается в природу, — продолжает Наталья. — Однажды к нам попал пеликан. Птица эта большая и ест довольно много рыбы. Одни бы мы не справились. На помощь пришли неравнодушные горожане и предприятия. Нам безвозмездно привозили рыбу, даже живую. Так мы вместе выкормили пеликана, и он вернулся на свободу, присоединившись к своим сородичам на Алтае».
Не всегда животные нуждаются в помощи людей. И об этом тоже нужно знать. Например, не нужно подбирать птиц-слётков (здесь рассказываем, почему). Также не стоит подбирать в лесу маленьких зайчат — им не нужна помощь, они просто ждут свою маму.