1 августа в Уфе на 83-м году жизни умер кинодокументалист, режиссер, оператор, экс-директор киностудии «Башкортостан» Михаил Новиков. Как сообщили «Башинформу» в Союзе кинематографистов республики, прощание с покойным состоится в пятницу, 4 августа, в кинотеатре «Родина», с 10.00 до 12.00.
Михаил Новиков прожил интересную, насыщенную жизнь. Он родился в семье военного офицера в 1941 году в Ташкенте Узбекской ССР. Еще в детстве увлекся фотоделом и сам смастерил свой фотоаппарат по рекомендации в журнале «Юный техник». Окончил ВГИК им. С. Герасимова, три года армии также прослужил кинооператором политотдела войсковой части. Затем работал оператором на Омской киностудии, оператором кинохроники на Свердловской киностудии.
В 1976 году Михаила Новикова направили собственным корреспондентом Уфимского корпункта кинохроники Свердловской киностудии. Вскоре он возглавил корпункт. С 1998 года является членом Союза кинематографистов, с 2000 года входит в Союз фотохудожников. В 1993—1997 годы он работал директором киностудии «Башкортостан», став вторым руководителем после Амира Абдразакова. С 2000 года до последнего дня работал в пресс-службе ГУФСИН Минюста России по Республике Башкортостан.
Башкирский период стал очень плодотворным в творческой судьбе Михаила Николаевича. Он всем сердцем полюбил этот край и много сделал, чтобы о Башкирии и ее людях узнали в стране и мире.
За период творческой деятельности Михаил Новиков создал более 70 документальных фильмов, многие сотни сюжетов, вошедших в киножурналы «Советский Союз», «Новости дня», «Советский Урал», «Россияне», «Хроника нашего дня». Как режиссер он стал автором десяти фильмов, которые были отмечены дипломами Всесоюзного конкурса телевизионных фильмов (Москва, 1965), конкурса фильмов «Отчизна» (Москва, 1967). В 2002 году Михаил Николаевич стал лауреатом Республиканского фестиваля киновидеофильмов «Земля и люди», который прошел в Уфе.
Более половины своей фильмографии Михаил Новиков посвятил Башкортостану, заметным событиям общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, ее выдающимся деятелям. Широкую известность получили его работы «Курай Юмабая» (1991), «Аркаим» (1993), «Дни республики» (1994), пятисерийный фильм о выдающемся балетмейстере Файзи Гаскарове и другие. Он является автором документального фильма, который снял в период командировки на Северный Кавказ в составе сводного отряда ГУИН Минюста России по РБ. За этот фильм Михаил Николаевич был удостоен диплома «За документальное отражение миротворческой операции в Северокавказском регионе и проявленное при этом мужество». Киносюжеты, отснятые мастером, составляют яркую страницу кинолетописи Башкортостана и являются бесценным достоянием духовной культуры республики.
Не раз был в «горячих» точках, за большой вклад в развитие отечественной кинодокументалистики награжден орденами и медалями, среди которых — орден «Знак Почета», серебряная медаль «За доблесть», «Участник боевых действий».
— Михаил Николаевич до конца своей жизни был предан кинематографу, — поделилась режиссер, заслуженный деятель искусств РБ Вилюра Исяндавлетова. — Когда ушёл из киностудии, работал по линии ГУФСИН по взаимодействию со СМИ. Это он мне подсказал тему для фильма «Тауба» («Покаяние»), слава богу, я успела запечатлеть его в своём фильме. Благодаря его мудрым советам, подсказкам мы могли глубоко вникнуть во внутренний мир нашего героя фильма (особый контингент — судьбы долгие годы находившихся в местах лишения свободы). Михаил Николаевич, знавший все углы и точки, места съёмок (тюрьмы) оператору помогал, как наставник и старший коллега очень деликатно подсказывал, с какого ракурса снимать. И в жизни с ним всегда легко было по душам поговорить на разные темы, посоветоваться… Мы часто виделись, жили рядом в соседних домах, иногда встречались на остановке, и пропускали несколько автобусов, когда наш разговор шёл о кино.
«Башинформ» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.