Ещё один скифский некрополь
Точно такой же некрополь был исследован ранее у села Глиное — в течение 18 лет на площади более 60 гектаров археологи изучили 183 захоронения скифов. Катакомбы создавались на глубине от двух до шести метров — это довольно просторные подземные комнаты с предметами быта, вооружением и различными украшениями. Входом в усыпальницы служил небольшой коридор, называемый археологами на греческий манер — дромос (путь). Он соединял гробницу с входным колодцем, который вел на дневную поверхность. Колодец засыпался сразу после ритуала захоронения, сверху сооружался небольшой курган. А вот камера оставалась полой и напоминала дом под землей.
Обнаружение еще одного скифского некрополя, аналогичного памятнику у села Глиное, позволяет сделать вывод о наличии в
Золотые произведения искусства античных ювелиров археологи нашли недавно в тайнике скифской гробницы. Подземную камеру соорудили для женщины. Рядом с её костными останками поставили бронзовое зеркало и неотъемлемый атрибут скифского погребального обряда — курильницу.
Глиняный сосуд использовался для окуривания ароматическими травами — растительную смесь насыпали в сосуд с раскаленными углями, приятный дым выходил через горлышко. Судя по тому, что курильницы находят практически во всех скифских гробницах, это очень важный повседневный и ритуальный предмет.
«В целом это была классическая скифская гробница, вроде ничего необычного. Но дальше начались сюрпризы», — признаются участники археологической экспедиции.
15 августа все археологи традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Поздравления в этот день ученые принимали не только от коллег и высших лиц государства, но и от самой истории.
Аккуратно расчищая череп погребенной женщины, археологи наткнулись на изумительные золотые серьги: своей формой они напоминают Уроборос — свернувшихся в кольцо змей, кусающих себя за хвост. Только головы оказались не змеиные, а львиные. Это один из древнейших символов человечества, означающий, согласно мифам, цикличность жизни, движение мира, момент перехода между различными формами бытия. В Приднестровье это уже вторая такая находка: еще в 1999 году на скифском могильнике у села Глиное тоже нашли серьги в виде золотых львов. Разница между двумя находками только в мастерстве изготовления — обнаруженные недавно «львы» сделаны не так искусно. Тем не менее это очень тонкая ювелирная работа, позволяющая дополнить знания об античном искусстве и образах культурного кода.
Но на этом сюрпризы не закончились. В этот день история оказалась щедра к археологам. После того как они завершили расчистку гробницы, оставалось только забрать артефакты для дальнейшего изучения и проверить дно катакомбы. И вдруг оказалось, что под курильницей что-то есть.
Кандидат исторических наук Сергей Разумов, занимающийся расчисткой гробницы, ножом пробил глиняную обмазку (похоже, это была своего рода маскировка), и в глазах исследователя заблестело. Заблестело в буквальном смысле — 12 золотых бляшек — декоративных нашивок в виде миниатюрных аппликаций — были спрятаны под курильницей.
Причем одна из бляшек оказалась больше других, а на ней имелось оригинальное изображение — в его линиях угадывается то ли образ боевого шлема, то ли контур цветка.
Оказалось, что это нашивки налобной повязки — о том, то она была у погребенной скифской женщины, говорит затемненная область на её черепе.
Судя по всему, скифянка всю жизнь собирала волосы специальной кожаной повязкой, на которой блестели 12 золотых украшений. После смерти повязку сняли с головы и сложили в небольшой тайник под курильницей.
Эта находка позволит узнать больше об элементах скифского костюма. Археологи отмечают, что это практически первая находка женской налобной повязки — о том, что их носили скифы, известно по описаниям древних источников, но кожа со временем истлевает, и до сих пор ничего подобного найдено не было. Приднестровским археологам повезло: благодаря следам на черепе и золотым нашивкам (а золото, как известно, не окисляется) удалось, по сути, понять, как могли выглядеть эти налобные повязки.
Интересно, что золото для скифов не просто драгоценный металл. Оно имело еще и символическое значение. В иранской культурно-исторической традиции, к которой относятся и скифы, власть легитимировалась не происхождением, а некой мифологической субстанцией, которая называлась «хварна» или «фарн». Она имела солнечное происхождение, и считалось, что эта субстанция, дающая власть, силу и долгую жизнь, содержится в золоте. Вот почему иранская аристократия придавала благородному металлу огромное экзистенциальное значение.
Теперь, после детального изучения золотых артефактов, золотые львы и налобные бляшки пополнят витрину золотой кладовой Приднестровья в центре Тирасполя.