В Севастополе разрабатывают электропаром нового поколения

СЕВАСТОПОЛЬ, 22 авг РИА Новости Крым, Анна Петрова. Центральное конструкторское бюро «Коралл», входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), разрабатывает для Севастополя паром нового поколения — на электрической тяге, который предполагается собрать исключительно из отечественных комплектующих. Об этом РИА Новости Крым сообщил главный инженер Александр Махмутов.

В отличие от ныне действующих в Севастополе паромов на дизельном топливе — «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Истомин» — которые неэкологичны и стары, регулярно выходят из строя и по очереди стоят в ремонте, это судно станет и безопасным, и безвредным, и, безусловно, более эффективным, говорит Махмутов.

«Это новинка не только для Севастополя, а вообще в мировой практике, так как сейчас основной тренд судостроения, особенно пассажирских судов, это переход на электродвижение. Здесь не будет никакого топлива, углеводородов: он на электрической тяге. Основной источник питания — современные литий-ионные аккумуляторные батареи», — уточнил инженер.

Предполагается, что заряжаться такой паром будет ночью, когда не работает, на своей стоянке у причала в Артиллерийской бухте. По словам Махмутова, этого хватит на полдня работы, до 4−5 часов, все будет зависеть от того, как судно намерены эксплуатировать, сколько оно будет делать рейсов.

Также необходимо предусмотреть береговую станцию на Северной стороне города, куда паром будет прибывать и где сможет подзаряжаться во время погрузки-разгрузки в середине дня, добавил Махмутов.

Курсировать электропаром сможет так же, как это делают дизельные паромы сейчас: между Артбухтой и Северной. Хотя по своим мореходным качествам новое судно способно будет ходить в прибрежные морские районы.

«И, конечно, в более длинные рейсы в Севастополе, в частности, до Инкермана, как это было раньше, и даже до Качи, будь только в этом курортном поселке пирс для швартовки», — отметил эксперт.

По его словам, документация на новое судно разрабатывается «на основе современных решений, принятых на зарубежных паромах аналогичного назначения». При этом все комплектующие для него, согласно проекту, будут закупаться в России.

«На данной стадии проработана комплектация. Мы имеем предложения от фирм-поставщиков всего основного оборудования, которое возможно изготовить и поставить в Российской Федерации. Все есть. Заводы и под Москвой, и под Санкт-Петербургом. Они выпускают современные литий-ионные батареи, которые используются и в электродвижении. Все будем заказывать в России», — говорит Махмутов.

А вот строить хотелось бы именно в Крыму, подчеркнул он. Для этого есть все возможности: подойдет и Севастопольский морской завод (СМЗ), и завод «Море» в Феодосии, и «Залив» в Керчи.

Основным направлением деятельности ЦКБ «Коралл» является разработка проектов освоения шельфа, морских месторождений нефти и газа. Разработку же нового парома для Севастополя здесь осуществляют в рамках программы инновационного развития, по собственной инициативе и за свои средства, отметил Махмутов.

Уже готовы техзадание и основные технические решения. В 2024-м будет технико-экономическое обоснование и техпроект, которые должны пройти согласование во всех профильных инстанциях государственного контроля и надзора. Когда будет ясно, кто финансирует проект и кто строит, — возьмутся за рабочую документацию.

В ЦКБ отметили, что в июле направили письмо на имя и. о. директора департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Станислава Таматаева, в котором известили о ходе работ и высказали готовность совместно двигаться в этом направлении, если город заинтересован. Ответа пока не получили. В пресс-службе департамента сообщили РИА Новости Крым, что официально на них по этой теме не выходили, но, если обращение будет, здесь «готовы рассмотреть такую возможность».

В Севастополе между южной и северной стороной города, помимо катеров, курсируют два парома: «Адмирал Истомин» (1984 года выпуска) и «Адмирал Лазарев» (1981 год выпуска). Оба были закуплены частной организацией в Норвегии в 2012 году. В 2016-м суда приостановили работу в связи с убыточностью перевозок и позже были выкуплены правительством города за 59,2 млн рублей, поставлены на баланс ГУП «Севморпорт» и на учет в Российский речной регистр и возобновили перевозки.

Паромы регулярного ремонтируются и проходят испытания, заменяя друг друга на линии. В июне текущего года в связи с задержкой выхода одного из них губернатор Севастополя Михаил Развожаев пригрозил увольнением ответственным лицам.

Время от времени перевозки через главную бухту города приостанавливаются из-за неблагоприятных погодных условий. Кроме того, в последнее время, на фоне СВО и в связи с попытками террористических атак со стороны Украины, рейды временно закрывают для проведения мероприятий по безопасности судоходства.