Люди теряются в любую пору года. Причем не только где-то на природе, но и в черте города (чаще всего такое происходит с детьми и пожилыми). К поискам подключаются сотрудники милиции, МЧС, на помощь также приходят волонтеры поисково-спасательных отрядов, представители Белорусского общества Красного Креста, лесники, охотники, егеря, местные жители. Чем больше человек задействовано, тем больше у потерявшегося шансов быть найденным целым и невредимым. В Брестской области впервые провели региональный семинар, посвященный организации и проведению работ по поиску и спасению людей. Мероприятие прошло на территории Пинского района. Корреспондент БЕЛТА разузнала подробности о том, кто участвует в поисковых операциях и какое снаряжение они используют.
Во время семинара специалисты отработали взаимодействие, уделив внимание теории и практическим занятиям в лесном массиве.
«Наша цель — наладить четкое взаимодействие при поиске людей в экосистемах: в лесу, заболоченной местности, на реках. Проведение поисково-спасательных мероприятий особенно актуально для летного и осеннего периода, частично — для весны. В этом направлении нам предстоит еще многое сделать, мы намерены развиваться, используя новые методы, подходы, технику. Планируем проводить такие семинары традиционно, чтобы повышать уровень и навыки людей на местах», — отметил заместитель начальника Брестского областного управления МЧС Руслан Любечко.
В семинаре приняли участие 18 заместителей начальников городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям. Именно на их плечи ложатся основные задачи по координации поисковой операции, передаче информации. Поисково-спасательные службы МЧС оснащены техникой повышенной проходимости (снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами), плавсредствами, необходимым оборудованием и снаряжением, в том числе беспилотниками.
Так, областная поисково-спасательная служба базируется в Бресте, внештатные созданы в Барановичах и Столине.
«Укомплектованы необходимым оборудованием и снаряжением, GPS-трекерами и другими приспособлениями для поисковых работ. Планируем дооснащение оргтехникой. Намерены наладить более качественную радиосвязь, ведь в труднодоступных местах не всегда бывает мобильная связь. Будем обучать работников новым формам и методам, чтобы облегчить поисковые работы. Плюс важна работа с картами на местности. Все это требует времени и слаженности действий», — подчеркнул Руслан Любечко.
Серьезную помощь оказывают поисково-спасательные отряды.
«У нас пять подготовленных координаторов, которые могут руководить поисковыми мероприятиями, около 40 подготовленных старших поисковых групп, которые могут проводить спасательные работы в лесу, эвакуацию и оказание медпомощи. Количество волонтеров сложно сосчитать, потому что на выезде может быть от пяти человек до ста», — заметила координатор ПСО «Ангел» в Брестском регионе Мария Скидан.
Поисково-спасательные отряды получают информацию о необходимости поисков потерявшихся людей как напрямую от их родственников, так и от представителей экстренных служб. Работа проводится в координации с МЧС и милицией.
«Первоочередную роль в поисковых операциях играет профессионализм людей, у которых есть опыт, которые владеют навыками навигации, ориентирования, оказания первой медицинской помощи, правилами эвакуации. Стандартный набор поисковика — компас, навигация, фонарь, рация для связи, носилки», — рассказала Мария Скидан.
Она считает такой семинар полезным и нужным. На ее взгляд, чем чаще будут проводить обучающие мероприятия, тем лучше. Профессионалы и добровольцы могут поделиться друг с другом опытом. В частности, ПСО «Ангел» Брестского региона проводит свои учения каждый три месяца.
На помощь готовы прийти и волонтеры поисково-спасательного отряда «Юго-Запад».
«В поисковых мероприятиях в среднем участвуют около 20−30 человек, в целом у нас около 50 активных волонтеров. Мы обычные люди, имеем работу, поисками занимаемся в свободное время, — заметил командир ПСО “Юго-Запад” Алексей Якимчик. — Проблема в поиске людей — когда родственники поздно осознают пропажу близкого человека. Они пытаются своими силами его найти и поздно сообщают об этом в МЧС или поисковикам. Мы на этом теряем драгоценное время».
У Алексея уже большой опыт поиска людей в городской местности и в экосистемах. По его словам, больше всего в память врезаются случаи, когда лично удается найти пропавшего. Ему особенно запомнился майский день 2020 года, когда в Брестском районе искали заблудившуюся пожилую женщину.
«Были вторые сутки поисков. Мы шли с товарищем вдоль речки, там был густой и высокий малинник, крапива. В какой-то момент увидели висящий платок. Начали осматривать прилегающую территорию и увидели бабушку, которая сидела в траве. В силу возраста и прошедшего времени она только минут через 15 пришла в себя и начала на нас реагировать. Мы ее осмотрели, вызвали группу эвакуации. Выносили ее из леса вместе с сотрудниками МЧС около двух часов. Было сложно», — вспомнил мужчина.
Когда на поиски людей требуется большое количество времени, кто-то должен позаботиться об участниках поисковой операции. Эту миссию, как правило, на себя берут представители Белорусского общества Красного Креста.
«Реагируем на любые чрезвычайные ситуации во взаимодействии с МЧС. Миссия наша — гуманитарная помощь. Помогаем людям, которые по несколько суток находятся в лесах, на полях, участвуя в поисках. Они обессиленные возвращаются на базу, где мы можем предоставить обогрев, горячее питание и питье. Если нужно, оказываем психосоциальную поддержку, первую помощь. Стараемся помочь там, где можем», — добавила специалист Брестской областной организации Белорусского общества Красного Креста по реагированию на чрезвычайные ситуации Елена Зайцева.
С начала года в Брестской области зафиксировано 14 случаев, когда понадобилась помощь спасателей в поиске потерявшихся людей. 12 человек удалось найти, в том числе двоих детей.
Фото Брестского областного управления МЧС, БЕЛТА.