«С 1 сентября мы не работаем из-за кадрового голода и нехватки детей. В такие отдалённые деревни, как наша, привлечь специалистов очень сложно», — сетует директор Кежекской школы Богучанского района Мария Маркова. Проблема дефицита сельских учителей выросла до таких размеров, что образовательные учреждения проще закрыть, чем содержать и ремонтировать.
Не хотят учиться, не хотят работать
За десять дней до начала учебного года в паблике Сургутихинской средней школы Туруханского района появилось сообщение о нехватке учителей начального звена и математики. Преподавателям обещали достойную заработную плату, квартиры, полный соцпакет. А также отпуск 80 дней и льготный проезд раз в два года.
«Школа малокомплектная, новая, с хорошим оборудованием. Детей в классе от 1 до 5 человек. Всё в шаговой доступности. Дома для учителей новые, два года как после капитального ремонта. Есть магазины, почта, медицинский пункт. Наша деревня находится в живописном месте, в экологически чистом районе. Оказывается помощь приезжим специалистам», — говорится в сообщении.
Возможно, оно так бы и осталось незамеченным, если бы не было фразы: «Срочно репост!». Обычно её используют, когда рассчитывать не на кого, кроме добрых людей.
Попытка дозвониться до директора не увенчалась успехом: не было сотовой связи. Получить ответ удалось через соцсети. Директор Светлана Попова перед новым учебным годом если не на грани отчаяния, то, похоже, довольно близка к этому.
«Сил комментировать нет. Не хотят учиться, не хотят работать. Зарплаты, жильё Север предоставляет, но 90% приезжих используют нас для решения своих финансовых вопросов. Возимся с ними, как с детьми, только толку от многих мало», — написала Светлана Сергеевна.
Нет жилья
В отдалённое село Кияй Манского района, в котором проживают чуть больше 450 человек, в среднюю школу учителя ехать тоже не хотят. Здесь в отличие от Сургутихинской школы главная причина — отсутствие жилья. Районная администрация не предоставляет его даже по программе «Земский учитель».
Кияйская средняя школа была построена в 1968 году, то есть пятьдесят пять лет назад. В образовательном учреждении, где учатся 94 школьника, не хватает преподавателей химии, русского и английского языка. Директор Любовь Антонова приехала в посёлок из другого региона шесть лет назад к своим престарелым родителям. Сама тоже на пенсии. И таких, как она, большинство.
«Многие наши педагоги совмещают и преподают не только свой основной предмет, но и дополнительные. После декретного отпуска к нам обещала прийти молодая учительница химии и биологии. Вообще, она медицинский работник, но после переобучения будет преподавать эти предметы», — рассказывает Любовь Алексеевна.
По её словам, шесть лет назад кадровая проблема так остро не стояла, тогда брешь закрывали пенсионеры. Сейчас они стали на шесть лет старше, а через следующие пять лет точно уйдут.
Тотальный дефицит
«С 1 сентября мы не работаем. Наша деревня Кежек расположена на расстоянии более 100 км от Богучан, то есть это настоящая глубинка. Проживают здесь около 200 человек, в основном пенсионеры. Учеников всего девять, в последние годы работали с красноярской дистанционной школой, педагогический коллектив — четыре человека. Здание не соответствует СанПиН. Поэтому было решено школу закрыть», — рассказывает теперь уже бывший директор Кежекской школы Богучанского района Мария Маркова.
По её словам, с кадровым голодом они столкнулись давно. В такие отдалённые деревни привлекать специалистов очень сложно. А вот в советской школе таких проблем не было, вспоминает педагог с 45-летним стажем.
«Молодые учителя приезжали по распределению, им предоставлялось жильё, чему они были очень рады. Развал системы образования начался в 90-х годах, и вот к чему мы пришли», — с грустью говорит Мария Маркова.
После закрытия сельской школы детей из села Кежек будут возить в Новохайскую за 27 км. Мария Маркова говорит, что нехватка педагогов ощущается даже в образовательных учреждениях райцентра Богучаны и в п. Таёжный. Причина та же: для учителей нет жилья.
На вопрос не жалеет, что закрылии сельскую школу, отвечает отрицательно, говорит, устала физически и морально решать неразрешимые проблемы.