«Получаю около 100 тысяч». Как работает и живет «земский учитель» в Сибири

Учитель физики Надежда Корнелюк два года назад переехала в Ужур из Иркутской области по программе «Земский учитель».

Источник: РИА "Новости"

Но задерживаться на одном месте не собирается. Педагог с 30-летним стажем рассказала, почему регулярно меняет работу, каким должен быть интересный урок и может ли учитель много зарабатывать.

Самый страшный предмет

Вера Ракова, АиФ-Красноярск: Надежда Васильевна, когда вы подали заявку на участие в программе «Земский учитель», у вас за плечами уже был серьёзный педагогический стаж и признание. Почему вдруг сорвались с места и уехали?

Надежда Корнелюк: Сработало сразу несколько факторов. Сама по себе я человек, который долго не задерживается на одном месте, мне постоянно нужен рост, пре­одоление себя, расширение горизонта. Вот и тогда возник­ло ощущение бега по кругу. Плюс после наводнения в Тулуне в 2019 году моя сестра и мама переехали в Краснодарский край (это родина моих родителей), дочь к тому времени уже жила в Красноярске с мужем. В Тулуне я осталась одна. Решилась принять участие в проекте «Земский учитель» и неожиданно для себя выиграла. Миллионом, который полагается участнику программы, уже распорядилась: окончила курсы вождения, купила автомобиль.

Когда уезжала, меня все пугали, что в таком возрасте будет тяжело привыкать к новому коллективу. Считаю, что хороший человек везде приживётся. (Смеётся). С коллективом подружилась быстро. Чтобы не было скучно, сразу дали классное руководство в 8-м классе, в котором 20 мальчиков. И физику они не понимали. Но вот прошло два года, и двух моих учеников забрали в краевую Школу космонавтики, ещё один прошёл в физико-математическую школу СФУ. Те, кто сдавал ЕГЭ по предмету, сдали успешно, поступили в вузы.

— Как вам удалось вдохновить детей на самый сложный школьный предмет?

— Не знаю, почему многие его считают сложным. Я всегда говорю: если вы не любите физику, значит, вам её неправильно готовили. (Улыбается). Мне, например, тяжело давались гуманитарные предметы, с историей вообще ничего непонятно, её интерпретируют, кто как хочет. А в физике есть логика. Закон Ньютона вывели в 16-м веке, и он до сих пор остаётся неизменным. В пределах земного притяжения в материальном мире его опровергнуть не смогут.

А что касается вдохновения… Если сам учитель горит своим предметом, любит его, тогда и детям будет интересно. Считаю, что в современном мире про физику и её законы дети могут и сами прочитать. Есть более важные вещи: научить ребёнка интересоваться знаниями, развивать критическое мышление, чтобы ему самому захотелось найти информацию, понять, где и для чего тот или иной закон применяется в жизни. Ведь всё, что нас окружает, — это и есть физика.

Моя главная задача — влюбить ребят в красоту окружающего мира и рассказать им, что ты можешь при помощи знаний физики управлять им. Привожу свой пример. Всего два года назад я села за руль. Если бы не была физиком, долго бы адаптировалась. А благодаря тому, что знаю про скорость, ускорение, как входить в повороты, как пользоваться зеркалами дальнего вида, свободно езжу по трассе на дальние расстояния — объехала все озёра вокруг, ездила в Абакан, Иркутск, на Байкал. И мне не страшно, я свободно чувствую себя за рулём, как будто у меня большой стаж.

Физики и лирики

— Вы ещё и руководите цент­ром «Точка роста», стали победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года», в октяб­ре поедете на форум классных руководителей в Москву… Но при этом в Ужуре задерживаться не собираетесь и через три года уезжаете к родным на юг. Не жалко всё бросать?

— Я не боюсь перемен, наоборот, они меня мотивируют. Честно скажу, мне в этом городе мало места. В управленцы идти не хочу, это погубит меня как учителя и человека. Моя миссия — это дети. Здесь отработаю пять лет по условиям контракта и планирую снова принять участие в конкурсе. Но за эти оставшиеся три года мы можем сделать многое. У нас в школе хороший коллектив, руководитель, с которым мы смотрим в одном направлении. Оттого и результаты хорошие.

В прошлом году запустили первую школьную научно-практическую конференцию, надеемся, что она станет традиционной. Сотрудничаем с центром дополнительного образования, который ведёт программу «Одарённые дети», организовывали трёхдневные интенсивы в Учуме — погружение в конкретный предмет. Чувствую, что могу поделиться своим опытом с коллегами-педагогами. Начали готовить мне замену на «Точку роста». Планирую перед отъездом ещё выиграть краевой конкурс «Учитель года».

В этом году есть идея начать работать с театром. Будем ставить спектакли. Приехала хороший преподаватель музыки, будет вести хор, и мы вместе сможем организовать работу театрального клуба.

— Театр? Обычно это направление отдают в руки учителей гуманитарных предметов. А вы физик!

— У физиков и лириков много общего. И поверье мне, все физики занимаются каким-то творчеством. Я, например, играю на фортепиано, пишу картины. Науки без творчества не бывает. Я всегда говорю детям: если вы в любом возрасте умеете удивляться, вас всегда ждут открытия. Я 30 лет преподаю физику, и постоянно открываю для себя новое понимание тех или иных процессов.

Колбаса или образование

— Говорят, что сейчас дети стали хуже, гаджеты их испортили. Вы как считаете?

— В каждом поколении есть свои особенности в мотивации, взглядах на жизнь. Но сейчас благодаря Интернету у детей больше возможностей, они более свободны в выборе, их поддерживает государство, есть разные программы, где ребёнок может раскрыть свой потенциал. Это просто круто! И честно, я им даже завидую, потому что они молодые и смогут увидеть, какие открытия ещё произойдут в мире.

— А что касается учителей? Сейчас на государственном уровне стараются привлечь в школы молодёжь, но она не особо туда стремится…

— В моё время тоже желающих было немного. У нас в группе в университете было 27 студентов, окончили вуз 17, а в школе остались работать только трое. И тогда и сейчас педагогами становятся единицы. Учитель — это миссия, потому что работать надо 24/7. Если это не призвание, человек быстро перегорает. И таких сегодня немало, особенно в небольших городах. Они живут, ходят на работу и глубоко несчастны. Когда такой учитель приходит в класс, несчастными становятся и дети, потому что отражают его состояние. Поэтому и возникают конфликты.

Ещё учитель должен учиться, каждый день, и понимать, зачем ему это надо. Если он имеет цель и к ней идёт, он никогда не бывает несчастным. Возможности у современных педагогов есть, и много, нужно только их использовать. Но порой люди боятся вкладывать в себя, лучше потратят деньги на килограмм колбасы, нежели на самообразование.

Для молодых педагогов много открытых дорог. Я вот по возрасту уже мало куда подхожу. Обидно бывает: как будто люди, которым пятьдесят, не хотят развиваться. Но ищу другие форматы. Я боюсь превратиться в несчастное создание, которому будет скучно на работе. Да и, наверное, не смогу спокойно усидеть на месте.

Многие жалуются на плохой коллектив, что мало зарабатывают, но ведь это не так. Мне денег хватает. Да, я много работаю, получаю около 100 тыс., и это без онлайн-репетиторства. Репетиторством, кстати, можно заработать гораздо больше, и у меня была такая мысль, но потом подумала: а кто будет с этими детьми? Ведь возможность нанять репетитора есть не у каждого.

Это моя миссия — прийти в класс к детям, найти подход к ним и раскрыть их потенциал. Главное, никаких рамок. И тут дело не в дисциплине. Когда тебя уважают, бардака в классе не будет. А для этого надо просто любить детей, и они ответят тебе взаимностью и успехами. Видеть улыбки детей, когда заходишь в класс, — самое ценное.