С 1 сентября вступил в силу закон о единых стандартах работы такси. По идее, он должен был разобраться с незаконными перевозками и сделать поездки безопаснее. Однако водители массово уходят в «нелегалы», коих и так было достаточно, а предприимчивые уже ищут способы, как подделать нужные для выхода на работу документы. При этом цены на поездки уже подскочили почти на 20 процентов и побили десятилетний рекорд. Так, такси рискует вновь станет привилегией богатых. Spb.kp.ru попыталась разобраться, почему это происходит.
ЦЕНЫ РАСТУТ С КОСМИЧЕСКОЙ СКОРОСТЬЮ.
По данным Росстата, в июне цены на такси в Петербурге выросли до 52,2 рубля за один километр. По сравнению с прошлым годом это на 18 процентов больше! Так, 1 сентября в «период повышенного спроса» корреспондент spb.kp.ru скатался утром за 929 рублей (61,1 рубль за километр), а чуть раньше, в конце августа, и вовсе проехал семь километров за 539 рублей (это 76 рублей за километр).
— Цена повысилась, но она все равно ниже, чем должна быть. Машины подорожали в два раза, запчасти к ним — в три, подорожал и бензин. К концу года цена по сравнению с прошлым годом взлетит минимум раза в два, — прогнозирует управляющий директор одного из крупнейших игроков на рынке такси города Дмитрий Коваленко. — По-хорошему, один километр поездки должен быть равен стоимости одного литра топлива. А 95-й бензин, например, стоит сейчас около 55 рублей за литр — вот и считайте. А то, получается, мы предъявляем суперевропейские требования к такси, а хотим, чтобы оно стоило как маршрутка.
«СЕРОЕ» ТАКСИ, ВЕЗИ, ВЕЗИ…
В начале лета, по подсчетам Заксобрания, ежедневно на линию выезжали 65 тысяч водителей такси, из них лишь 26 тысяч — с лицензией. Закон должен был вывести бомбил из тени, но со всеми этими дорогостоящими требованиями получается все наоборот — еще больше таксистов ушло в «нелегалы». Так, тот ж Коваленко говорит, что из таксопарка из-за нового закона ушло около 30 процентов сотрудников.
— Я бы, может, и легализовался, но там такие условия драконские! — возмущается таксист-нелегал Олег Матвеев (имя изменено. — прим. авт.). — Страховка выросла, плюс еще либо перекрашивать свое авто, либо брать его в аренду — а это не меньше двух тысяч в сутки (а платить надо каждый день — работал ты или нет). Еще бензин сам оплати и агрегатору до 40 процентов отдай. Представляете, сколько водиле надо зарабатывать, чтобы «отбить» эту сумму?
Причем, таксисты теперь обязаны соблюдать режим труда и отдыха: работать максимум 12 часов в сутки и не более 40 часов в неделю. Водители говорят: с таким графиком мы разоримся.
А еще теперь таксисты обязаны застраховать свою ответственность перед пассажирами на сумму от двух миллионов рублей. Это в четыре раза больше, чем было!
В одной из крупнейших страховых компаний spb.kp.ru сказали, что ОСАГО для такси может стоить 10, 40 и даже 80 тысяч — это в 10−12 раз выше стандартного страхового тарифа. Причем, по словам таксистов, страховые не очень-то и хотят ее давать: мол, такси часто в аварию попадает. И правда: по некоторым данным, аварии с машинами такси происходят в 7,4 раза чаще, чем с частными авто.
— В этом законе обязательно найдут лазейки. Иначе рынок такси точно затухнет, — резюмирует ушедший в тень таксист.
ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ И ТЕХОСМОТРЫ.
А еще теперь надо оформлять путевые листы и искать механика, врача, чтобы они каждый день подтверждали, что авто и водитель готовы к работе. А кто этим будет заниматься? С этим и у таксопарков-то проблема, а у самозанятых — тем более.
— На крупный город в среднем всего 5−7 медицинских пунктов, готовых оказать такую услугу. А круглосуточных из них — явно меньше. И это на тысячи водителей, которые работают не только днем, но и ночью! — разводит руками глава «Объединения самозанятых в России» Игорь Жмакин. — Кроме того, чтобы пункт оказывал услугу 24 часа, как положено, нужно три врача с 8-часовой сменой. Если работают 50−70 тысяч самозанятых водителей, это сколько же нужно медпунктов и специалистов?
Есть проблема и с техосмотром. При этом, по словам Жмакина, ГИБДД заявляет, что требовать с водителей будут по полной. Когда самозанятых начнут штрафовать за справки, которые они просто физически не могут получить, им придется обращаться за ними на теневой рынок или давать взятки инспекторам.
— Эти требования к самозанятым — барьеры к легализации отрасли. Такси откатится в 90-е годы, — пугает Жмакин. — Помните, как тогда ловили машину на улице, и было непонятно, к кому сели? Услуга только потеряет в безопасности, а преступность возрастет.
В общем, сложностей с новым законом хватает. При этом отменять его никто не будет. Поэтому и таксистам, и пассажирам следует адаптироваться к новой реальности. Особенно пассажирам. О сверхдоступном такси нужно будет забыть. Ведь за медосмотр водителей, страховку и техосмотр все равно заплатит конечный потребитель. То есть мы с вами.
КСТАТИ.
БУДЕТ КАК В МОСКВЕ, НО НЕ СРАЗУ.
Закон утвердил и цветовую гамму такси: белый кузов с желтой полоской. Перекрасить авто обойдется не меньше ста тысяч рублей. Но таксисты, получившие лицензию до 1 сентября, могут выдохнуть спокойно. Пока.
— Те, у кого есть разрешение, могут не перекрашивать автомобиль до его окончания. А срок его — пять лет, — поясняют spb.kp.ru в Комтрансе.
Поэтому, получается, максимум через пять лет все такси в городе будут одного цвета — как в Москве. Только в столице такси желтые, а в Петербурге будут белые.
ОФИЦИАЛЬНО.
— Новый порядок перевозки пассажиров легковым такси в городе утвержден законом Санкт-Петербурга. Его разработали депутаты Законодательного собрания Алексей Цивилев, Михаил Барышников и Ольга Герасина. Это было необходимо для исполнения требований федерального закона, — сообщили spb.kp.ru в Комтрансе. — В городе разработана единая региональная информационная система легковых такси. В нем ведется необходимый учет всех данных, в том числе о местоположении такси и водителе, о перевозчиках и служб заказа, а также сведения о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров и технических осмотров автомобилей.
В ЦИФРАХ.
За шесть месяцев 2023 года Межведомственная транспортная комиссия провела 483 рейда на предмет соблюдения правил перевозок.
Всего проверили 2546 транспортных средств.
300 авто категорий «D» и «B», незаконно перевозящие пассажиров под видом такси, арестовали.
В отношении таксисов за нарушение ПДД составили 190 актов.
Возбудили 95 дел об административных правонарушениях.
В августе-начале сентября по новым стандартам было выдано порядка 40300 лицензий.