Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов

МИНСК, 20 сен — Sputnik. Виртуальный мир может быть интересен и полезен детям и подросткам, но он таит немало опасностей, заявил педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи Дмитрий Сенников во время пресс-конференции в среду.

Он отметил, что одна из самых фундаментальных проблем для детей — это затруднение социальной адаптация после виртуального мира.

Сенников назвал две главных причины зависимости от гаджетов: внутренняя и внешняя.

«Это привычка решать любую свою проблему с помощью гаджетов, вторая — внутренняя — недостаточная удовлетворенность условиями реальной жизни. Если брать семью и каждого его члена — в первую очередь подростка — все индивидуальны. У всех есть свое понимание условий реальной жизни. Нам, как психологам, необходимо не ковровое решение: сразу в поле вышли, какую-то рекомендацию дали, нет», — сказал педагог-психолог.

По его словам, в каждом конкретном случае нужно индивидуально прорабатывать вопрос, который касается определенной семьи, подростка, ситуации.

Сенников обратил внимание на то, что родители, имеющие доверительные отношения в семье и традиции, в большей степени могут разговаривать откровенно и доверчиво со своими детьми.

«И дети к ним идут навстречу. Такие родители будут в выигрыше и на несколько шагов вперед тех, родителей, которые являются наблюдателями, а не активными участниками», — подчеркнул психолог.

Он уточнил, что такой подход дает большие плюсы в безопасности психологического и физического здоровья ребенка.

Чем опасно использование гаджетов

Педагог-психолог обратил внимание на то, что чрезмерное использование гаджетов в детском и подростковом возрасте может вылиться в проблемы в коммуникативной сфере, сказать на на самооценке, могут возникнуть вопросы с самоидентификацией.

«Может это сказаться на непонимании себя, своей эмоциональной составляющей, окружающих людей, возможна подверженность мошенничеству и кибербуллингу», — уточнил специалист.

Есть ли у ребенка зависимость?

На начальном этапе трудно определить, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов. Но определенные характерные черты помогут это понять. К ним можно отнести замкнутость в себе, не выпускание гаджета из рук, проявление агрессии.

Также стоит обратить внимание, как ребенок общается с друзьями: в онлайн или в реальной жизни.

В случае, если родители решили подарить гаджет ребенку, лучше договориться с ним о правилах использования.

«Возьмите за правило, во время обеда или ужина не использовать никаких гаджетов. Введите еще какой-нибудь дополнительный, разгрузочный день, когда всей семьей не пользуетесь гаджетами. Личный пример для ребенка-подростка имеют гораздо больший пример, нежели слова или запреты», — добавил он.

Экран влияет на ребенка еще до рождения

Заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков ГУ «Республиканский научно-практический центр “Мать и дитя”, профессор, доктор медицинских наук Маргарита Девялтовская отметила, что мозг ребенка активнее всего развивается до трех лет.

«Чем больше влияние гаджета на ребенка в возрасте до трех лет, тем хуже растут нейроны — это прямое влияние на структуру головного мозга», — уточнила она.

А получение информации через экран влияет не только на психику ребенка, но и на когнитивное развитие. По ее словам, ситуация складывается таким образом, что сейчас экран влияет на ребенка еще внутриутробно, а данный факт нежелателен.

«Влияние экрана приводит к тому, что происходит когнитивная дезорганизация ребенка, начиная с внутриутробного возраста, когда наши молодые мамы, будучи беременными, общаются в режиме онлайн. Ребенок лишен тактильной, сенсорной, адекватной аудиальной стимуляции», — обратила внимание доктор медицинских наук.