Вопрос по мигрантам: как меняется работа такси в Хабаровском крае

С 1 сентября в регионе действует новый закон о такси, где появился ряд положений, которые должны прежде всего обеспечить безопасность пассажиров.

С 1 сентября вступил в силу новый закон о такси, где появился ряд положений, которые должны прежде всего обеспечить безопасность пассажиров. К примеру, теперь, людям, имеющим непогашенную судимость за тяжкие преступления, нельзя заниматься извозом. А тем, кто получит право садиться за руль, все-таки придётся проходить медицинские осмотры. Что же касается мигрантов, то для них путь в сферу такси значительно осложнится.

15 процентов в реестре

Все началось с того, что во всех регионах страны были созданы реестры, в которых указываются сведения о разрешении на перевозку пассажиров, данные о транспортных средствах и их владельцах, а также адреса таксопарков. Все реестры размещены на официальном сайте главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края. Причем все три этих документа обновляются ежедневно.
В соответствии с новыми правилами, запрещено допускать к выходу на линию водителей, имеющих неснятую или непогашенную судимость либо повторно подвергнутых административному аресту в течение года или имеющих на день до перевозки более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушения правил дорожного движения. Водители могут работать только по трудовому договору с компанией заказа такси, быть индивидуальными предпринимателями или зарегистрироваться как самозанятые.

Еще момент — это предрейсовые техосмотр и медосмотр. Они должны исключить возможность выхода в рейс уставшего или нетрезвого водителя и неисправного автомобиля.
Далее служба предрейсового осмотра должна дать водителю код, который он предъявит агрегатору, и только после этого он сможет получить заказы.

В конце августа главное управление госконтроля края провело рабочую встречу о готовности к нововведениям с одной из таксомоторных компаний региона. На мероприятии было отмечено, что с 1 сентября в Хабаровском крае будет больше 3 тысяч легальных такси.

— На сегодняшний день это число уже перевалило за 3,5 тысячи. Новые правила позволят вывести рынок такси из тени. Если же служба заказа будет отдавать заявки нелегалам, её могут лишить разрешения на работу в крае, — отметила первый заместитель начальника главного управления госконтроля и лицензирования правительства Хабаровского края Инна Лаврук.

Однако, как утверждает председатель Дальневосточной ассоциации такси Александр Садков, на сегодняшний день в Хабаровске всего 21 тысяча такси. Выходит, пока что в реестре что-то около 15 процентов извозчиков. Капля в море, согласитесь.

По мигрантам отдельный вопрос

Причем по нашим наблюдениям чуть ли не каждый второй водитель — выходец из стран ближнего зарубежья, многие даже с трудом говорят на русском языке. Между тем, по мигрантам в законе есть четкие указания. Помимо патента на работу он должен иметь российские права, трёхлетний стаж управления автомобилем. И самое интересное: мигрант должен зарегистрироваться в налоговой Хабаровского края, то есть там, где он зарабатывает.

Как вы думаете, имеет ли все это человек, слабо разговаривающий по-русски?
Особый интерес к этой категории таксистов не случаен. Судите сами. В конце прошлого года научный центр безопасности дорожного движения МВД России представил аналитический доклад, в котором говорилось, что в России в целом на 5% сократилось число ДТП, но при этом аварийность по вине водителей-иностранцев, наоборот, увеличилась на 4,1%: они совершили 4,3 тысячи ДТП, в которых погибли 387 человек, ранены 5,7 тысячи. Во многом это связано с агрессивной манерой езды «гостей из соседних стран» и стремлением больше заработать и отправить деньги на родину.
На самом деле, если все, что прописано в новом законе, заработает, то это будет здорово. Но часто бывает, как в той поговорке: гладко было на бумаге, но забыли про овраги…

Мы поговорили с водителями такси и выяснили, что большинство из них про закон, конечно же, знает, но выполнять его не торопится, надеясь на то, что лазейки все же появятся. К примеру, уже есть такой вариант: заказать такси не для себя, а курьера. По заявке водитель везет посылку, на деле же — пассажира. Как проверка это установит?

— Как будет в итоге работать закон, время покажет. Но уже сейчас сами агрегаторы ищут обходные решения. Так, некоторые службы предлагают клиентам на выбор: собственно заказ машины или аренда машины с экипажем, что несколько дешевле. Возможно, этим самым «экипажем» будут те, кто не захочет или не сможет соблюдать закон, например мигранты, — рассказал председатель Дальневосточной ассоциации такси Александр Садков.

Ну, а пока новое пытается внедриться в действительность, агрегаторы уже существенно подняли расценки на услуги такси. Если так дело пойдет и дальше, водителям будет проще уйти в тень: предлагать свои услуги на вокзалах и в аэропортах и подхватывать пассажиров на обочинах дорог.