Бесконечная стопка книг и тетрадей, наверное, главный атрибут образа учителя русского языка и литературы. Ирина Иванова уверена — в это есть что-то романтичное. Уже 40 лет она трудится школьным учителем в сельской школе и убеждена: главное для преподавателя — быть человеком, на которого хочется равняться.
Влюбилась в образ учителя.
Ирина Иванова выросла в селе Кротовка в семье простых рабочих, потому и разговоры о высшем образовании в юные годы больше походили на мечты, чем на серьезные планы девушки. Но Ирина четко ставила перед собой цели.
-Мне кажется, каждый ребенок хоть иногда хочет стать учителем. А я встретила человека, который окончательно влюбил меня в эту профессию, — говорит Ирина Иванова. — Это была учительница русского языка и литературы Вера Прокопович. Ее образ я до сих пор храню в своей памяти и стараюсь быть на нее похожей. Вера Александровна была спокойной, тихой и миролюбивой женщиной. Она никогда не повышала тон на детей и проводила интересные уроки. Мне искренне хотелось быть такой же!
Превратила желание в цель.
В старших классах Ирина начала подготовку к поступлению. О планах целеустремленной школьницы узнала и Вера Александровна.
— Она пророчила мне профессию учителя, но и одновременно пыталась отговорить от литфака, мол, вместо личной жизни меня ждут бесконечные стопки тетрадей, — смеется Ирина Иванова. — Но я уже свой выбор сделала.
В 1979 году Ирина поступила в Самарский государственный социально-педагогический университет (тогда Куйбышевский государственный педагогический институт).
— Родители мной очень гордились, особенно отец, — вспоминает педагог.
Сбежала от должности директора школы и вернулась в родное село.
После окончания института Ирину отправили работать по распределению в село Вольная Солянка в Кинель-Черкасском районе. Дела пошли в гору. Коллеги быстро разглядели в Ирине талантливого и трудолюбивого сотрудника. Молодому специалисту стали предлагать должности выше, но Ирина пришла в школу за другим.
-Сначала я стала завучем, но после того, как я поняла, что могу занять место директора школы — сразу сбежала. Я не любила административную работу, мне хотелось учить детей и работать в классе.
Из серой мышки — в успешного учителя.
Сил Ирине придавала любимая работа. Она вернулась в родные школьные стены в роли учителя.
-Мои учителя стали моими коллегами, поэтому первое время чувствовала себя ученицей, это, конечно, мешало, — рассказывает Ирина. — Построить репутацию было не так уж и просто, но моя коллега и наставница Нина Петровна Борисенко помогла мне стать той, кто я есть сейчас. Она завлекла меня в работу, в разные проекты. Наверное, если бы не она, то я в силу характера осталась бы серой мышкой, которая лишь проверяет тетради.
Сегодня в стенах кротовской школы 60-летняя Ирина Иванова одна их лучших учителей русского языка и литературы. Но каждый раз в новых сотрудниках она узнает прошлую себя и старается помочь.
«Учитель должен быть примером во всем».
Если коллегам нужно помогать, то с учениками, по мнению Ирины Павловны, отношения нужно выстраивать иначе. Здесь важен личный пример.
-Я уверена, учитель должен быть примером во всем: в работе, в отношении к людям и даже в личной жизни. Нужно сделать все, чтобы стать человеком, на которого другие захотят равняться. Думаю, в этом весь секрет хорошего учителя-наставника.
Ирине Ивановой это сделать удалось. У педагога есть ученица, которой та безгранично гордится.
-Сейчас со мной работает моя бывшая ученица. Она всем говорит, что стала учителем благодаря мне, — улыбается женщина. — Тогда я только устроилась в школу в Кротовке и мне дали вести уроки у старших классов, где как раз училась и она. До моего прихода в ее голове и мысли не было быть учителем, но наша встреча изменила ее выбор. Я очень горжусь тем, что смогла стать для кого-то примером для подражания.
В августе 2023 Ирина Иванова отметила 40 лет в профессии. По словам педагога, и 40 лет назад, и сегодня она идет на работу с радостью.
— Я правильно выбрала свой путь, поэтому ни о чем не жалею, наоборот, благодарна судьбе, что все так сложилось.