Сотрудник торгового зала получает заявку и набирает нужные продукты по списку. Речь идет о качественных товарах, срок годности которых истекает через несколько дней. В данном случае это бакалея, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Работник сканирует штрихкод, проверяет соответствие продукта всем необходимым критериям, оценивает внешний вид.
— Особое внимание уделяем овощам и фруктам: если упаковка вскрыта покупателями, но сам продукт сохранил свои органолептические свойства, то он добавляется в корзину, — поясняет алгоритм работы сотрудник торгового зала Дмитрий Стаценко.
Этот проект стал своего рода способом эффективного и рационального обращения с едой.
В дело идут преимущественно овощи собственного производства — картофель, свекла, огурцы, шампиньоны, томаты. Печальной участи утилизации избегают апельсины, яблоки, бананы. Как только тележка наполняется снедью, ее выкатывают в специальную зону, где волонтеры благотворительного фонда еще раз проверяют качество продуктов и складывают их в многоразовые сумки.
Все добровольцы имеют специальные доверенности, они расписываются за прием продуктов, а затем отвозят наборы малоимущим гражданам. На одного получателя собирают корзину с товаром весом около пяти-семи килограммов. Ожидается, что из тестового магазина ежедневно будет передаваться до 100 килограммов продукции в день.
Среди первых получателей бесплатных наборов — жительница Краснодара Наталия Хазиева, мать четверых детей. У женщины серьезные проблемы со здоровьем, из-за этого она не может работать. Старшему сыну — 21 год, младшей дочери Виктории — 12 лет. По словам Наталии, проект стал для семьи серьезным подспорьем, а одной корзины продуктов им хватит на целую неделю. Представитель регионального отделения благотворительного фонда Ангелика Недилько отметила, что в крае официально зарегистрировано около тысячи получателей помощи, 600 из которых живут в Краснодаре.
В России вес пищевых отходов превышает 17 миллионов тонн в год. И хорошо, если списанные продукты компостируют. Зачастую они попадают на полигон ТБО и много лет выделяют в атмосферу вредные смеси в виде метана, углекислого газа и водяного пара. Эту долю пищевых отходов можно сократить с помощью фудшеринга (распределение продуктов с истекающим сроком годности), позволяющего одновременно сберечь ресурсы и накормить нуждающихся.
— Раньше продукты, которые мы не успевали продать до истечения срока годности, отправлялись на утилизацию, и для нас проект стал своего рода способом эффективного и рационального обращения с едой, — говорит операционный директор больших форматов в ЮФО розничной сети «Магнит» Иван Щаев. — Пока в проект не входят продукты животного происхождения — молоко, яйца, колбасы — из-за сложностей с сопроводительными ветеринарными документами. Фудшеринг для нас не новый опыт — в прошлом году мы организовали бесплатную передачу товаров на базе дарксторов (магазины-склады для сборки онлайн-заказов) в Москве и Санкт-Петербурге, за год направили многодетным семьям, одиноким пенсионерам и инвалидам 260 тонн продуктов.
— Ненужными бизнесу продукты становятся по разным причинам: падение спроса, нарушение логистики, избыточное производство, сбои в производственно-сбытовой цепочке, дефекты маркировки и многое другое, скажем, покупателям пришлась не по душе новинка или праздничный товар не успели реализовать — все это забираем мы. Кажется, что может быть проще и очевиднее — отдать нераспроданные продукты нуждающимся. Но мешает НДС в размере 10−20 процентов, — отметила президент благотворительного фонда «Банк еды “Русь” Юлия Назарова. — Бизнес, передавая в фудшеринговые организации еду бесплатно, не получает вычет по НДС и должен возместить соответствующую сумму в бюджет. Конечно, ему это невыгодно, утилизация продуктов обходится в два-три раза дешевле.
Она сообщила, что законодательная инициатива, устраняющая налоговые барьеры, в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве страны. По оценкам фонда, если барьеры убрать, то удастся перераспределять порядка 1,2 миллиона тонн продуктов, сейчас же перераспределяется всего несколько тысяч тонн в год. Также необходимо настроить работу с федеральными системами «Меркурий» и «Честный знак» — это позволит бизнесу передавать на благотворительность дополнительные категории продуктов, в том числе животного происхождения.
Фонд расширяет собственную национальную сеть банков еды (их уже 16) и партнерских организаций (их сейчас 400). Он работает в 60 регионах. Цель — к 2030 году открыть такие банки во всех субъектах страны. Назарова добавила, что для эффективного внедрения фудшеринга в России необходима налаженная инфраструктура перераспределения товаров — от бизнеса к получателям помощи.
— Фудшеринг выполняет экологическую и социальную функции, — отмечает заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Мария Байнова. — Не все продукты можно использовать для компостирования, которое у нас к тому же недостаточно развито. В настоящее время фудшеринг в России — это больше частная инициатива. Для его развития необходимо убрать НДС для товаров, передаваемых на благотворительность. В других странах есть законы, которые поддерживают такую работу. Например, в супермаркетах не имеют права утилизировать годные к употреблению продукты и в обязательном порядке заключают договор с благотворительными организациями.
По словам специалиста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова» минздрава России Андрея Кашкарова, с утилизацией ситуация также неоднозначная, ведь утилизационный сбор платить хотят не все.
— Фактически продукты нередко выбрасывают в мусорные баки недалеко от магазина. Причем там уже дежурят заинтересованные лица и наперебой забирают просроченные продукты, — говорит эксперт.
По его словам, в Санкт-Петербурге работает сеть булочных, которая сотрудничает с гуманитарным фондом, и один раз в неделю после закрытия отдает коробки с выпечкой в качестве социальной помощи многодетным семьям. Таким образом, и продукция не пропадает, и утилизационный сбор платить не надо.
— Для легализации таких инициатив нужно менять нормативные правовые акты, на основе которых совершенствуются правила торговли и проводятся контрольно-ревизионные мероприятия. Возможно, тестирование фудшеринга ляжет в основу таких изменений. А пока рассогласованность разных ведомственных требований, которые по-своему обоснованы, мешает развиваться этому процессу в России, — заключил эксперт.
Мнение
Александра Кумпан, руководитель проекта АНО «Фудшеринг»:
— В конце 2022 года мы провели серию интервью с представителями крупнейших торговых сетей в России, работающих или рассматривающих возможность сотрудничества с сервисами фудшеринга. Задача исследования — разобраться, почему при публичной поддержке со стороны бизнеса и органов власти фудшеринг все еще остается локальной инициативой.
По данным опроса, одна из основных причин — экономическая: в нынешних условиях утилизация дешевле затрат на организацию фудшеринга в 2−3,5 раза. Существующее законодательство не стимулирует бизнес переходить на экономику замкнутого цикла. Также имеются операционные причины. Фудшеринг — это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные отмечают, что его внедрение требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит, инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, доработка может стоить торговой сети один-два миллиона рублей.
При этом некоторые игроки рынка опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин. Вместе с тем крупнейшие торговые сети уже начали подключаться к фудшеринг-сервисам. Сейчас такую работу проводят более чем в 100 розничных точках ритейла.