12 октября актриса могла бы отметить 86-летие, принимая поздравления от дочери, зятя и внучки. Но ушла в 48…
Сегодня мало кто ее помнит. За 20 лет она снялась в полутора десятках картин. В крошечных ролях и эпизодах. Судьба Лилии Журкиной, взявшей во втором браке фамилию мужа Евгения Евстигнеева, оказалась трагической. Хотя ничто, как говорится, не предвещало…
Внешними данными ее природа одарила. Но красотка на пляже («До свидания, мальчики»), гостья на приеме («Чайковский»), женщина с бельем («Любимая женщина механика Гаврилова») и Инна («Старый Новый год») были ее карьерным потолком.
Об актерской профессии Лиля, в общем-то, и не мечтала. После 8 класса по совету матери-учительницы поступила в педучилище и несколько лет проработала в начальных классах школы. Позже собиралась получить в институте специальность филолога. Начитанная, интеллигентная, разбирающаяся в живописи и музыке, Лиля к тому же писала простые и искренние стихи.
Однажды она осмелилась показать их новому знакомому — студенту Школы-студии МХАТ. Тот пригласил девушку в гости, в приятную компанию. Лиля читала стихи, рассказывала о непростой работе с детьми. «А, может, пойдешь к нам, в Школу-студию?» — предложил кто-то. Вопрос, может, был полушуточным. Но Лиля вдруг поняла, что может изменить жизнь.
Поступила она с первого раза. Возможно, очаровав экзаменаторов выразительными глазами и американским, как тогда считалось, типажом. Везло ей и дальше. После Школы-студии Журкину приняли в театр «Современник». Да и в личной жизни все складывалось как нельзя лучше.
Муж Олег Иконников (на 10 лет старше Лили), ученик Дейнеки, к тому времени уже состоялся как скульптор. Его памятник Зое Космодемьянской был установлен в деревне Петрищево, а самой известной работой позже стала монументальная композиция у станции метро «1905 года». Олег обожал Лилю, рисовал ее, лепил. В доме часто бывали гости. Говорят, в молодости актриса была хохотушкой (спустя годы в это вряд ли кто поверил бы). Казалось, ей предначертана долгая и счастливая жизнь. Но…
Спустя годы она призналась дочери, что рассталась бы с первым мужем в любом случае — мол, просто не переносила его запах… Хотя одна из подруг уверяла, что дело было не в этом. А во французском докторе, в которого Журкина умудрилась влюбиться. И замешан в этой истории был якобы Шарль Азнавур, приехавший на гастроли в СССР… Кто теперь разберет, как все было на самом деле.
Рождение дочери не помогло.
С французом не вышло. А в театре неожиданно для всех за ней стал ухаживать Евгений Евстигнеев.
«Господи, какой же старый и страшный мужик!» — таким было первое впечатление Лили о Евстигнееве, которого она увидела в спектакле «Голый король». Он был на 11 лет старше. Но обаяния актеру было не занимать. И привлечь внимание девушки к себе ему ничего не стоило. На собраниях труппы Евгений садился за Лилей и тихонечко дул в ее тонкую шейку. Потом стал подкладывать в пальто записочки.
Журкиной не то что были неприятны ухаживания «старого», лысого женатого актера — она еще страдала по французу. И старалась избегать Евстигнеева. Он же влюбился всерьез. При этом разводиться вроде не думал — с Галиной Волчек уже прожил несколько лет, рос сын Денис. К тому же, работали все вместе…
Волчек вызвала к себе Журкину. Тут же стоял «виноватый» Евстигнеев. «Он сказал, что любит тебя. А ты?..» Это напоминало допрос. Журкина бросила: «Да», тут же собрала вещи (театр был на гастролях в Саратове) и уехала в Москву.
Евстигнеев вскоре тоже вернулся, пришел просить руки у мамы Лили, но теперь ее муж Олег не давал развода…
Когда наконец все уладилось, Иконников завел собаку и назвал Лилей. А у нее с Евстигнеевым началась новая жизнь. И поначалу казалось, что теперь точно все будет хорошо. Хотя несколько лет супругам приходилось снимать комнаты у коллег. Пока они не въехали в предоставленную месткомом квартиру на Суворовском, 17.
Лиля взяла фамилию мужа. Уволилась из «Современника». Позже Евстигнеев ушел за Ефремовым во МХАТ, попросил взять и Лилю. Но на этом все и закончилось. Хлопотать в театре за жену Евгений Александрович считал неприличным. А вот в кино, говорят, просил.
Довольно скоро Лилю начала бесить эта ситуация: популярность мужа росла, а ее по-прежнему знали только в узком театральном кругу. Не помогло и рождение дочери Маши.
«Все тело покрывалось коростой».
У Журкиной-Евстигнеевой были творческие амбиции. Она хотела сниматься, играть, может, даже стать звездой. Но одной красоты для этого было недостаточно. Лиля страшно ревновала мужа к славе, обижалась на все подряд. И проблемы со здоровьем возникли именно на нервной почве.
Валентина Талызина, снимавшаяся с Лилей, рассказывала: «Мне казалось, она серьезно больна. Женя имел фантастическую славу, а она, красивая женщина, оставалась в стороне. К тому же с возрастом и болезнью Лиля утрачивала свой шарм. Люди тянулись к нему, а не к ней. Она подкалывала его, посмеивалась. А он терпеливо все сносил».
«Периодически всё мамино тело покрывалось коростой, которую нужно было удалять, — вспоминала дочь Маша. — Переволнуется — и короста снова появляется. А нервничала она часто. Развилась тяжелая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело всё тело».
Терпеть это было тяжело и близким, и самой Лиле. Она лежала в больницах, лечилась. А болезнь не отступала.
Позже Мария сетовала: «Надо было родителям развестись. Может, были бы счастливее и прожили бы дольше… “.
Со второй женой Лилей Евгений Евстигнеев прожил в браке 20 лет. Правда, последние три года это была уже не счастливая семейная жизнь, а сплошное мучение. Евстигнеев увлекся Ириной Цывиной, ровесницей дочери. Лиля, узнав, тяжело переживала измену. Но бумеранг всегда возвращается — изменить ситуацию она не могла.
В 1986 году 48-летняя Лилия Евстигнеева (Журкина) ушла в другой мир. Как говорила дочь: «Мама умерла своей смертью в больнице».
У Евстигнеева сразу после этого случился второй инфаркт. Спустя шесть лет ушел и он…