Парильщик с академическим образованием ― молодая хабаровчанка Анастасия Духовникова освоила необычную и очень редкую профессию. Узнать ее среди других легко ― она будет единственная в униформе среди полностью обнаженных дам. Почему? Она работает в бане!
Кто чаще всех парится под Новый год, зачем вообще люди ходят в муниципальные бани и как правильно называется её профессия, Анастасия рассказала «АиФ-Дальинформ».
Пути декрета неисповедимы
Когда остальные скидывают с себя исподнее, чтобы вступить в царство пара и шаек, наша героиня облачается в стильное платье и вооружается веерами и вениками. Пармастером, или по-простому парильщицей, Анастасия стала, уйдя в декрет.
― В декрете часто женщины ищут себя, чтобы была возможность с ребенком сидеть и заработать, ― рассказывает Настя. ― К этому я шла десять лет, меня тогда впервые подруга позвала в Шимановские общественные бани. Сначала просто ходила, а потом баня стала мне открываться. Теперь практикую осознанное парение. Компании, с которыми общаешься, сидя на полке, становятся своими, знакомишься, дружишь. Начинаем сближаться.
Для меня мысль о том, что баня ― такой огромный ресурс для общения, стала понятна года три назад. И беременная ходила, сидела в парилке, спина не так болела. В бане действительно все равны, и неважно, пешком ты туда пришел или прикатил на джипе. По голому человеку трудно определить его материальное положение. Конечно, если только дама не в ногтях, и вся накаченная: губы, груди
― Как-то странно дружить голышом.
― Такое предубеждение есть, пока в бане не окажешься. У меня с детства к бане отличное отношение, в деревне парились же все. Некоторые говорят, что стесняются раздеваться, что будут тебя разглядывать. На самом деле ты на людей не смотришь, да, можешь отметить какие-то моменты, операционный шов, например. Но он есть и есть. Прихожу и вижу много голых тел, и все равно на улице никого не узнаю в одежде. Если смущаешься, парься в полотенце, да даже мыться в нем можешь. Никто не смотрит!
Ирония судьбы
― Кто ходит в общественные бани? Те, кого в детстве водили во время отключения воды?
― Муниципальные бани очень интересны своим обществом. «Первая смена» ― пенсионеры. Они приходят раньше всех, потому что с четырех часов скидка по пенсионным. Так что первые два часа старушки в основном. Потом время всех остальных: мамы с детьми, взрослые тети с мамами своими. Старожилы, есть те, кто по 30 и 40 лет ходит в эту баню. Иногда залетные гости ― на Чистый четверг или 31 декабря как в кино за впечатлениями. Но они могут больше не вернуться. Есть одна женщина, меняла работы и квартиры, но осталась верна Шимановским баням. Сейчас ездит туда с пересадкой из поселка им. Горького. Говорит, что тут самая хорошая парилка.
― Как-то занесло в Краснофлотские бани, и тоже тети уверяли, что там лучшая парилка.
― Конечно, это очень индивидуально. Даже от дня недели будет зависеть, понравится тебе или нет. В среду любят, чтобы было сухо и сильно поддают, в пятницу наоборот. Мы просим вытяжку включить, чтобы все вытягивало. Кто-то считает, что нельзя включать, чтоб пар не ушел. Ты так привык, так себе представляешь.
― Кто парится 31 декабря?
― Те, кто постоянно ходит, и каждый год появляются поклонники рязановского фильма. Они обычно с бутербродами и шампанским ― отмечают праздник. В прошлом году приехала женщина с веником и уже украшенной елкой. Музыку на колонке включила, поздравляет других ― человек всем настроение дарил просто!
На отдыхе забудь про мужиков
― Баня не о том, чтобы помыться, выходит. А истории как проводникам там рассказывают? О чем говорят в бане?
― Если приходят коллеги, они только про работу говорят. Редко о чем-то личном. Обсудят всех своих. Одна бабушка учила нас жизни, как любовников завести, гороскопы пересказывала. У банных разговоров есть сезонность ― летом, например, про дачу, как поливать помидоры и все такое. Всегда беседуют про детей ― без этого никак.
― Неужели в женском отделении про мужиков не говорят?
― Нам, бабам, не до этого. Мы же отдыхаем. Очень-очень редко про них вспоминают. В основном те, кто пришел вместе с мужем, что не забыть его забрать домой.
Гейша с веером
― Правильно назвать твою профессию парильщица или банщица?
― Устоявшегося названия профессии нет, называемся пармастерами. Либо пармейстером можно на немецкий манер. Ассоциация со словом банщица не очень, лично я сразу представляю тетеньку, которая выдает билеты и убирается в отделении. Пармастер ― тот, кто тебя парит, веничком пройдется. Да не просто отхлещет, а по технологии.
― Жарко ведь работать в парилке. И физический труд, веником помаши-ка!
― Чтобы не было очень тяжело, надо соблюдать технику безопасности. Помнить, что все что происходит в парилке, должно быть тебе комфортно. Представление, что баня ― это 200 градусов и сверху паром поддать —― неправильное. Идеальное число 120 ― 60 процентов влажности и 60 градусов. Тогда хорошо работать. Иначе быстро спечешься, ведь ты стоишь, обожжет. Надо работать инерционными движениями, чтобы мышцы не съедали много кислорода, надо двигаться не только рукой, а как маятник. Тогда работаешь всем телом, это легче и дыхание свободное. Ограничение есть по времени 15−20 минут максимум. Иначе просто сгоришь, надо успеть попарить с двух сторон. И передохнуть.
― Чем может привлечь профессия пармастера?
― В пространстве парной мне очень хорошо, уютно, нравится. Восприятие бани у нас немного не то. Парение не в том, чтоб залезть наверх и поддавать, пока не обожжет и веником еще постучать. Там много премудростей, движений много, которые надо знать. В Шимановских раньше плохая вентиляция была, мы на дверь повесили простынь, ситуация изменилась сразу, даже уровень агрессии снизился. Теперь там комфортно стало всем. Пар я опускаю веерами и опахалами ― заказала себе специальные. Кто видит впервые, удивляются. Говорят, что это за гейша? Но обычно им интересно, как я управляюсь с паром.
― А как воспринимают тебя работники бани? Вдруг кто-то стал в их парилке распоряжаться.
― Они сами не парятся, что удивительно. Я даже банщицам предлагала попробовать, они отказываются. Иногда посетительницы возмущаются, что начинаю им объяснять, как правильно париться. Они думают, что знают лучше всех, и баня тебя должна обязательно прогреть до костей, даже если уже плохо себя чувствуешь.
― Это у них вековая «мудрость», а ты где училась?
― Есть онлайн-школы, я обучалась в академии банного дела. В общей сложности три месяца теория и практика. Сейчас считаюсь начинающей, поэтому часто практикуюсь именно в общественной бане. Если видите в парилке человека в платье, смело подходите ― попарю, веничком пройдусь, как надо.
― Раскручена ли услуга пармастера?
― Пока трудно идет. Не все люди понимают, что в банях люди не должны быть представлены сами себе, ими надо руководить. Выставила объявления, сарафанное радио, статусы ставлю в мессенджерах, но я еще в начале пути.
― Сколько за день пропарить?
― Комфортно, чтобы было одно парение в день не более трех часов. По-хорошему 3 раза в неделю, иначе соли будут вымываться. Много не надо. На потоке если работать, трудно. Ты же не только выкладываешься физически, но и говоришь с человеком.
― Дорогое удовольствие?
― Да, я пока начинающая, поэтому беру по минимуму ― 12 тыс. руб. Сюда входит аренда бани, веники, скрабы, крема, масла, маски. Только веник стоит 350 ₽, а он разовый ― больше использовать не будешь. Сама же я веники не ломаю, заказываю. Может, когда-то дойду и буду сама заготавливать. У дороги за сотку не купишь —― это не то, чем должен парить профессионал.
― Как отнеслись дома к тому, что ты променяла профессию организатора мероприятий на пармастера?
― Муж поддерживает, мама считает, что это не работа. Пока я еще в декрете и осваиваю эту профессию. Если поставлю на рельсы за это время, останусь пармастером. Не получится ничего ― не огорчусь. Зато получу полезный опыт и удовольствие от общения с новыми людьми.