Легализовался лишь каждый десятый: Что происходит с такси в Петербурге после реформы

Только 10 процентов таксистов Петербурга следуют новым правилам после реформы.

Рынок такси в Петербурге лихорадит второй месяц. С сентября действует новый закон, который обязывает водителей работать вбелую, а автопарки — ввести жесткий контроль за шоферами. Таксисты пока приняли поправки со скрипом. По их словам соблюдать новые правила или очень сложно, или очень дорого.

«Лады» не прошли экологический контроль

Петербург и Ленобласть оказались в числе регионов, где отечественные автомобили не могут быть зарегистрированы в качестве такси. Все дело в требовании, чтобы машина такси соответствовала классу Евро-3, а «АвтоВАЗ» из-за санкций пока выпускает только Евро-2.

— Ситуация странная, нужно поддерживать отечественный автопром, есть поручение президента, чтобы в такси работали российские машины, а купить их мы не можем, — говорит spb.kp.ru руководитель автопарка Борис Орельский. — «Лады» стоят в два раза дешевле, чем китайские аналоги. По нашим данным, только сейчас начали собирать «Гранты» класса Евро-5, но когда они дойдут до автосалонов, неизвестно. На днях я разговаривал с продавцами, в наличии только второй класс, который в Петербурге под запретом.

В совете по развитию такси уточнили, что такие жесткие требования действуют только в шести регионах РФ.

— Республика Башкортостан, Краснодарский край, Ленинградская, Московская, Оренбургская области и Санкт-Петербург предъявляют требования к экологическому классу такси, — сообщили редакции в совете, — это существенный барьер для развития отрасли, потому что выпускаемые отечественные автомобили не соответствуют заданным стандартам.

Мужики не хотят выходить из тени

Такси — это не только общественный транспорт для обеспеченных, это еще и заработок для десятков тысяч горожан. По статистике, в такси в Петербурге работает 65 тысяч человек. Для 10 тысяч горожан — это основной источник дохода, для остальных — подработка. И новые правила сильно ударили по их кошелькам.

— Таксисты выходят на свет очень неохотно, — говорит Борис Орельский, — наверное, только 10% начали работать по новым правилам, остальные прячутся в «серой зоне». Главная загвоздка — для работы в такси водителю нужно иметь статус самозанятого. Его не могут оформить пожарные и работники подобных служб, а для них это был существенный приработок. Другая популярная причина — у многих есть долги. Если ты самозанятый, то все твои доходы прозрачны, приставы их сразу же списывают. Тут нужно менять законы, ведь нельзя списывать всю зарплату, работнику оставляют большую сумму, ведь ему надо на что-то жить. Так же нужно и здесь сделать.

По словам председателя комиссии по транспорту ЗакСа Петербурга Алексея Цивилева, есть и третья причина — люди не хотят светить свои машины.

— Таксисты ездят на машинах по три года, а потом продают их, — говорит депутат, — если они будут работать вбелую, то в базах данных машина будет помечена как такси, а это снижает стоимость на треть. Поэтому они стараются ездить нелегально, чтобы потом скрутить пробег и продать машину доверчивому покупателю.

Цвет такси имеет значение

Еще одна болезненная тема — это цвет такси. В Петербурге легальная машина должна иметь белый цвет с желтой полосой и шашечками. Другие цвета караются штрафом, но выписывать его пока не будут. Депутаты решили повременить с введением наказания. Изменить цвет машины стоит денег, а на рынке белых авто мало.

— В регионах, где установлена эта норма, перевозчики вынуждены нести дополнительные расходы на перекраску автомобилей. Часть из них остается работать в серой зоне из-за невозможности выполнить это требование, — говорят в совете по развитию такси.

В таксопарках уточняют, что переклеить авто в законные цвета и оформить это в ГИБДД обходится в 50 тысяч рублей.

По словам депутата ЗакСа Алексея Цивилева, цвет такси важен не только для автоинспекции. Для пассажира — это показатель, что приехавшая машина легальная, и в этом таксопарке следят за режимом работы водителя и исправностью машины.

— Если вы вызвали машину через агрегатор и приехала черная или зеленая, это говорит о том, что машина из серой зоны, — говорит депутат, — пассажир серьезно рискует, он не знает, сколько часов проработал на линии этот таксист, проверяли ли его на алкоголь. В марте было ДТП на Маршала Казакова, приехавший таксист был пьян, и находился за рулем 14 часов. В результате въехал в поливальную машину.

Важно

Петербург недополучает от такси 3,4 миллиарда рублей.

Массовая работа таксистов в серой зоне не только опасна для пассажиров, но и вредна для бюджета. По словам Алексея Цивилева, город получает от таксистов, которые оформились как самозанятые, всего 100 миллионов рублей налога. А по расчетам, если все выйдут из тени, бюджет Петербурга должен получать 3,4 млрд.

— Мы обратились в налоговую службу с просьбой подумать, как все-таки получить эти деньги и оставить их в нашем бюджете, чтобы запустить развитие города, — говорит он.