Профессионалы говорят, что если оперативно не принять меры, то в регионе могут закрыться социально значимые и садовые маршруты.
Как исправить ситуацию, выяснили у эксперта.
Подкосила монетизация.
В апреле 2022 года в регионе монетизировали льготы за проезд — вместо бесплатного проезда льготникам стали платить 1000 рублей. Транспортные компании были против такого решения, но их тогда не слушали. В итоге с мая 2023 года дончанам предложили выбор — сохранить льготы либо продолжать получать деньги.
Но оказалось, что ситуацию это не исправило. В отрасли говорят: решение разрабатывали слишком долго. За это время количество пассажиров на социально значимых маршрутах стало меньше. Но и отменять их нельзя, ведь люди всё равно ездят.
Простой пример: на маршруте Ростов — с/т «Электрон» раньше заполнялись два рейса 70-местного автобуса ежедневно. Сегодня перевозчик отправляет 40-местный автобус, это притом, что ходит всего один рейс 5 раз в неделю. Но и такая машина не всегда бывает заполнена, особенно в плохую погоду. Проезд на этом маршруте стоит 140 рублей, то есть на 1000 рублей человек мог съездить только четыре раза. В итоге за период, когда была монетизация без выбора, часть людей просто вынуждены были бросить дачи.
«Сегодня на садовых маршрутах в Ростове мы имеем убыток 3−5 млн рублей, — утверждает директор ООО “Аксай-Авто” Олег Денисов. — Но мы не бросаем их, чтобы не было социального взрыва, понимаем, что сейчас некому нас заменить. До введения монетизации мы получали 3−4 млн рублей компенсации в месяц, а сегодня — около 800 тысяч рублей. Но стоимость запчастей и масел за полтора года выросла в разы! И сегодня мы в тяжёлом положении».
Нужно менять систему.
Нелегко и компаниям, работающим на городских перевозках в Ростове: очень большая нагрузка на водителя — сложное движение, а нужно выполнять ещё и роль кондуктора. В таких условиях необходимы комнаты отдыха, но на многих конечных остановках нет даже туалетов. Профессионалы с грустью вспоминают советское время, когда для шофёров обустраивали выездные кафе-автолавки. Сегодня для водителя на конечной остановке никакой инфраструктуры нет. А в основной массе им 50 лет и больше. Молодёжь, глядя на это, в сферу не идёт. А если кто-то и захочет, должен будет пройти обучение за 100 тысяч рублей.
Без водителей стоят и новые закупленные автобусы, их не могут полностью укомплектовать.
«В идеале водитель должен работать не больше 8 часов, надо чтобы днём его сменял напарник. Но сделать это нереально, потому что людей не хватает. А их не хватает, потому что мы не можем платить адекватные деньги. Уже сейчас беда с водителями. Я чувствую, что ещё год, и будет катастрофа», — отмечает Олег Денисов.
Решение вопроса — в переводе обслуживания социально значимых маршрутов на брутто-контракты. Такая система уже обкатана в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах. Согласно ей перевозчику оплачиваются средства за количество выполненных по расписанию рейсов. Тогда будет и возможность платить за работу водителям.
Есть специальный приказ Минтранса РФ, в котором указано, как рассчитывать необходимую для транспортной работы сумму. Эти деньги нужно заложить в бюджет. Перевозчикам обещают запустить такую систему уже давно, но дальше разговоров дело не пошло. Новый обещанный срок — с весны 2024 года на садовые и некоторые пригородные маршруты.
Пока решение вопроса откладывается, отрасль ежедневно теряет профессиональных водителей. Они уходят в более оплачиваемые сферы — такси, грузовые перевозки. И обратно уже не вернутся.
Промедление ведёт и к закрытию транспортных компаний. Первые звоночки уже есть. Например, налоговая инспекция № 13 пытается объявить банкротом АТП «Донское»: компания задерживает налоговые платежи. Она обслуживает 15 социально значимых пригородных и 12 садовых маршрутов Ростова, а также маршруты из Новочеркасска в Ростов, которые могут остаться без транспорта.