Представьте себе такую картину: вы возвращаетесь домой после тяжелого рабочего дня, включаете телевизор и смотрите любимое кино. Или находите плейлист с прекрасной классической музыкой. А может быть, вам нравится, как «звучат» мюзиклы и театральные постановки? В общем, во всех этих случаях вы соприкасаетесь с творчеством композитора. Даже компьютерные игры не обходятся без его помощи. Рассказываем, что же это за кудесник такой и чем он подпитывает свою музу.
Сейчас принято считать, что композитор — это тот, кто сочиняет музыку. В любом виде, будь то симфоническая или электронная. Синтвейв, поп и рок тоже есть. Вообще говоря, современные композиторы любят смешивать стили и жанры. Работа обязывает. Если нужен саундтрек для боевика — значит, море бластбитов обеспечено. Минутка глоссария: речь идет о скоростном барабанном ритме. Тарелка и хай-хэты молниеносно чередуются с томом и другими видами ударных. Чаще всего так изощряются в блэк-метале, но в трейлерной музыке тоже подобных приемов полно. Пустынный антураж? Этнические песнопения и инструменты в студию. И так до бесконечности.
Мы привыкли думать, что композитор — это непременно кто-то великий. Вроде Петра Ильича Чайковского или Людвига ван Бетховена. Иоганн Себастьян Бах тоже моментально вспоминается. Однако в реальности дела обстоят совсем иначе. Композиторов тысячи, а мы и о половине-то слыхом не слыхивали. Более того, во времена Чайковского тоже жили и творили самые разные мастера. Но помнит ли их кто-нибудь, кроме специалистов? Весьма сомнительно.
Впрочем, когда-то музыка была еще совсем в зачаточном состоянии. Только гении и могли ее развивать. Скажем, одноголосое григорианское пение в свое время популяризировал итальянец Гвидо Д’Ареццо. Позже и Джованни Габриэлли со своими церковными полифониями подключился. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — туда же… Впрочем, это — совсем другая история.
Кстати, слово «композитор» далеко не всегда было связано с музыкой напрямую. По версии лингвиста Николая Максимовича Шанского, термин произошел от итальянского compositore — «составитель, сочинитель». Древний латинский глагол componere означает примерно то же самое. Так что композитором в определенной степени мог считаться и архитектор, и писатель. Даже в изобразительном искусстве до сих пор есть понятие композиции.
Но, как бы то ни было, нотные партитуры победили.
Ответ очевиден: пишут музыку. Для кино и видеоигр, для мультфильмов и мюзиклов, а иногда и просто для души. Мы, конечно, в первую очередь говорим о современности, но ведь и раньше композиторы имели схожие обязанности! Только антураж отличался. Например, Бах писал произведения для церкви, Бетховен — для аристократии, а Вагнер — для опер и театральных постановок. Сфера развлечений за последние пару столетий прилично эволюционировала, да и жанров стало больше. Но суть, повторимся, осталась прежней.
Однако стоит все же разобраться: что это в принципе такое — музыку сочинять? Сейчас разложим по полочкам.
Раньше творцы прилагали титанические усилия, чтобы придумать хоть что-нибудь стоящее. Клали себя на алтарь ради искусства. Безупречное знание нотной грамоты, абсолютный слух и быстрая звукопись — лишь малая часть качеств, которыми должен был обладать композитор до XX столетия. Не говоря уже о феноменальной памяти. Потому что муза могла настичь в самый неожиданный момент: упустишь — и вся картинка развалится на мелкие кусочки. Приходилось держать в голове и основную мелодию, и аккомпанемент и вдобавок все оркестровые партии подробно расписывать. В общем, тяжелая это была работа.
Сейчас, конечно, композиторам гораздо легче творить. Под рукой и диктофон, и компьютерные программы для создания музыки. Можно спокойно записать демо и вернуться к нему в любой момент. Да что там — иной раз достаточно просто напеть мотив на телефон. Или записать ноты в электронном виде. Была бы цель, а средства найдутся.
Музыкальные демиурги работают по-всякому. Кто повлиятельнее, тот может себе и топовую студию с личным оркестром позволить. Специалисты «поскромнее» довольствуются домашним ноутбуком и звуковой картой. Впрочем, технологии сейчас шагнули далеко вперед: VST-плагины порой звучат не хуже настоящего ансамбля. Но по возможности творцы стараются обходиться без них. Потому что ни один компьютер не заменит живых людей.
Guillaume Bonnefont/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com.
По старинке трудится, например, Ханс Циммер. Именитый композитор сначала записывает свои идеи в студии на синтезаторе, затем составляет партии для каждого инструмента и только потом репетирует с собственным оркестром. Да-да, порой автор музыки выступает еще и дирижером. В схожем ритме работает и японский маэстро Дзе Хисаиси, и британец Гарет Кокер, и много еще кто.
Кстати, всех этих исполнителей можно послушать в стриминговом сервисе Звук. Превосходное HiFi-качество позволит насладиться всеми нюансами аранжировки. А для особо любознательных найдутся тематические лекции, например «Вандерласт», «ТАКТУС» и «Подкаст о музыке».
Сейчас почти у каждого композитора есть своя библиотека семплов и плагинов. Веяния времени, никуда не денешься! Специально для вас собрали топ отечественных мастеров, которые творят с помощью компьютера. А любители более старомодного подхода могут почитать другую статью. Там как раз собраны исполнители, ставшие «современной классикой».
В общем, работа — она и есть работа. Бок о бок с любопытными проектами идут высокая конкуренция, жесткие дедлайны и непостоянство дохода. Не зря многие рядовые композиторы подрабатывают кем-то еще. Таких, как Ханс Циммер и Джон Уильямс, единицы.
Ради хорошего портфолио и стабильного заработка — однозначно да. Причем надо пройти большой путь для освоения профессии. Сначала — три или четыре года в музыкальном училище, потом — пару лет в консерватории… В общем, дольше учатся только врачи. Хотя некоторые вузы могут предложить и специалитет по программе «композиция». Например, государственно-музыкальный педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова. Но поступить в такие места очень непросто: нужно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе, а еще — пройти творческие испытания внутри факультета. Обычно там просят либо показать свои опусы, либо придумать что-то оригинальное за короткий промежуток времени.
Наверное, мы многих напугали столь категоричными заявлениями. Но не переживайте: большинство современных композиторов сочиняют музыку и без образования. Курсы на YouTube — наше все. В конце концов, и спецшкол всяких полно. Например, в Moscow Music School можно выучиться на диджея или битмейкера. Не совсем то же самое, но похоже. Более того, неоднократно упомянутый нами Циммер — тоже самоучка! Однако в академическую среду без определенной подготовки никак не пробиться.
Композитор востребован везде, а значит, и владеть своим ремеслом должен в совершенстве. Есть несколько нюансов в работе профессионала. Во-первых, надо знать музыкальную грамоту. Назубок. От гамм до законов гармонии. Учитывать тонкости всех оркестровых инструментов тоже очень важно. Даже если композитор умеет играть только на чем-то одном. Как функционируют разные виды струнных и духовых? Что делать с хором? По какому принципу работают том, малый и большой барабан? Все это композитор должен держать в голове.
В домашнем музицировании тоже подводных камней хватает. Уметь пользоваться VST-плагинами и компьютерными программами, правильно «симулировать» инструменты, помнить основы сведения и мастеринга… В общем, хороший композитор — он буквально и швец, и жнец, и на дуде игрец. Как бы банально это ни звучало.
В тонкостях профессии, кажется, разобрались. Теперь — дело за малым: с чего же начать свой путь творца? Даем несколько весьма дельных советов.
А мы тут своими плюшками балуемся. Например, смотрим фильмы о легендарных артистах в онлайн-кинотеатре Okko. Заказываем доставку со скидкой и кешбэком через сервис Самокат. Собираем демозаписи в одном облачном хранилище. Откуда такие богатства, спросите вы? Да понятно откуда: подписка «СберПрайм» нас щедро одарила. Вы тоже можете вкусить комфортную жизнь, нажав на кнопку ниже. Самое эксклюзивное предложение по вкусной цене ждет вас!