«Круг замкнулся»: Как в Ростове возрождали греческий храм, рассказал его настоятель отец Григорий

Как в Ростове побывать на афонском богослужении и прикоснуться к древней традиции.
Источник: Комсомольская правда

Многие ростовчане помнят, как в течение нескольких лет в самом центре города, рядом с Публичной библиотекой — на пересечении Пушкинской улицы и Университетского переулка — строился статный Благовещенский греческий храм. Службы в нем идут уже больше десяти лет, а колокола сегодня слышно на всю округу.

— Этот храм, как и его предшественник, закрытый 65 лет назад, роднит прихожан с древними христианскими центрами православного Востока — такими как Иерусалим, Афон, Кипр, Греция и другие, куда многие мечтают совершить паломничество, — говорят специалисты.

По словам настоятеля — иеромонаха Григория (Соколова), именно здесь ростовчане и гости города могут прикоснуться к древней традиции и побывать на богослужениях, подобных тем, которые вдохновили князя Владимира на принятие Русью христианства.

Здание храма построено рядом с Публичной библиотекой. Фото: Благовещенский греческий храм.

ОТКУДА ГРЕКИ НА ДОНУ.

— Известно о нескольких волнах переселения греков на Дон. Все они были связаны с различными историческими обстоятельствами. Наиболее древние свидетельства греческого присутствия в нашем регионе — поселение в дельте Дона милетских купцов в VI веке до нашей эры — так называемое Елизаветинское городище. И, конечно, город Танаис, основанный еще в III веке до н.э. выходцами из Боспорского царства.

Заметную роль в жизни самого Ростова греки начали играть уже с XVIII века, а некоторые из них даже дали начало нескольким казачьим родам — Грековых, Машлыкиных, Яновых, Егоровых и других.

В славную историю Дона навсегда вписаны фамилии выдающихся торговцев, управленцев, купцов и меценатов Варваци, Асланиди, Мариолаки, Диамантиди, Феофани, Кундури, Вальяно и других.

Многие ростовчане приходят сюда, чтобы побывать на службе, какие проходят на Афоне. Фото: Благовещенский греческий храм.

ОФИЦИАЛЬНО — ОКОЛО ТЫСЯЧИ.

Да и в те времена целые улицы Ростова были компактно населены, в основном, греками: Дмитриевская — ныне Шаумяна, Малая Садовая — сейчас она называется Суворова, а в центре города даже образовался своеобразный греческий квартал с двухклассным училищем, выстроенной в стиле неоклассицизма Благовещенской церковью и домом для духовенства.

Сегодня на месте храма находится Кукольный театр им. В. С. Былкова, здание же гимназии стало ЗАГСом Кировского района, а в доме, где некогда жили священнослужители, сейчас располагается греческое общество «Танаис».

Богослужения ведутся и в одеяниях, соответствующих греческой традиции. Фото: Благовещенский греческий храм.

Как рассказал отец Григорий, сегодня в донской столице, согласно официальной статистике, проживает около тысячи греков.

— В связи с общим возрождением в 90-е годы прошлого века религиозной жизни и возвращением Церкви множества поруганных святынь, ростовскими греками во главе с Иваном Саввиди был поднят вопрос восстановления и Благовещенского храма. Под строительство нам был выделен участок земли совсем недалеко от того места, где находился первый храм, а именно — рядом с Публичной библиотекой. В 2007 году здесь был заложен первый камень, а спустя шесть лет начались регулярные богослужения.

Ктитор храма Иван Саввиди показал строение Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Фото: Благовещенский греческий храм.

МРАМОР ОСТРОВА ТАСОС И МОЗАИЧНЫЙ ПОЛ.

Настоятель объясняет: храм построен в неовизантийском стиле и заметно превосходит своего предшественника в размерах.

— Его архитектура отсылает нас к лучшим образцам византийского церковного искусства. Росписи выполнены выдающимися афинскими художниками-иконописцами Димитрисом Циандасом и Никосом Влахоянисом, а тончайшей резной работы иконостас и входные двери — потомственными резчиками братьями Икономиди из города Салоники.

Особым украшением внутреннего убранства храма является мозаичный каменный пол и декоративные элементы, исполненные из белоснежного мрамора острова Тасос. Фото: Благовещенский греческий храм.

Особым украшением внутреннего убранства храма является мозаичный каменный пол и декоративные элементы, исполненные из белоснежного мрамора острова Тасос.

— Главным консультантом по всем вопросам строительства храма до сих пор является духовный наставник братства кельи святого Николая на горе Афон — отец Арсений. Видимо, этим объясняется та удивительная атмосфера, которая роднит наш храм с обителями Святой Горы, — замечает отец Григорий. — Надо сказать, что пять лет назад Благовещенский греческий храм посетил и сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ПОЧЕМУ ХРАМ — БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ?

— Храм посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, поскольку именно в этот день в 1821 году митрополитом Патрским Германом было провозглашено начало греческого освободительного восстания против Османского владычества.

В 2007 году здесь был заложен первый камень, а спустя шесть лет начались регулярные богослужения. Фото: Благовещенский греческий храм.

По словам собеседника, значительную поддержку восставшие получили от своих соотечественников в России, основавших здесь партизанскую организацию «Филики Этерия», филиал которой находился и в Таганроге. Кстати, там же был и Иерусалимский греческий монастырь. Интересно, что одному из его иеромонахов Дамиану старец Павел Таганрогский предсказал стать Патриархом Иерусалимским. Все сбылось в 1897 году.

Погруженный в греческую историю настоятель рассказывает, что Российская Империя сыграла исключительную роль в становлении независимой Греции. Не случайно и первым правителем свободной Эллады стал бывший глава МИД России Иоанн Каподистрия.

В храме поют два хора — греческой традиции и русской. Фото: Благовещенский греческий храм.

— Кроме дня независимости ростовские греки молитвенно отмечают в нашем храме и другие важные даты. Например, 28 октября — День Охи, когда в 1940 году Греция мужественно ответила «нет» на требование фашисткой коалиции Италии и Германии представить свою территорию для занятия стратегических позиций. 19 мая — День скорби и памяти геноцида греков Малой Азии — срединной части современной Турции, который в первой четверти XX века привел к практически полному исчезновению христианского присутствия в этом регионе. И это при том, что первые общины были основаны еще учениками Христа и их ближайшими сподвижниками.

«ДАЕТ НАМ ВАЖНЫЙ ВЕКТОР И ОРИЕНТИР».

В итоге, одним из путей исхода понтийских греков с исторической родины было их переселение через Грузию на территорию России. Именно их потомки сейчас и проживают на Дону, составляя актив прихода.

Резной иконостас из дуба был изготовлен за пять лет. Фото: Благовещенский греческий храм.

— Хочется подчеркнуть, это потомки христиан, которые сохранили свою веру, несмотря на все испытания периода Османского владычества после завоевания Константинополя в 1453 году. Они потомки тех, от кого Русь приняла христианство, а вместе с ним все богатое культурное наследие Восточной Римской империи — Византии.

К слову, очень почитаемый православными современный святой — преподобный Паисий Святогорорец — тоже родом из Малой Азии.

В партесном хоре поют люди с профильным образованием. Фото: Благовещенский греческий храм.

— Согласно имеющимся свидетельствам, ростовчане очень любили прежний Благовещенский храм несмотря на то, что священство было из греков, а богослужения совершалось, в основном, по-гречески. Один из последних клириков нашей церкви — отец Иоанн Попандопуло — был также духовно близок с почитаемым на Дону протоиереем Иоанном Домовским. Это говорит о том, что церковный Ростов той эпохи жил как одна дружная многонациональная христианская семья. Это дает нам важный вектор и ориентир — к чему мы должны стремиться, возрождая сейчас Благовещенский греческий приход в его своеобразии.

Прихожане собирают помощь для бойцов на СВО. Фото: Благовещенский греческий храм.

ДВА ХОРА — ДВЕ ТРАДИЦИИ.

По словам настоятеля, храм должен стать местом, где православный грек будет слышать родную речь и музыку, которая согревала столетиями души его предков, а прихожане других национальностей — иметь возможность прикоснуться к древней традиции Православного Востока — родины мучеников, великих святых и учителей Церкви, имена которых у всех на слуху. Речь и про Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Ионна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, и, наконец, про равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — просветителей славян.

Кстати, на все греческие праздники настоятель обращается к прихожанам и по-русски, и по-гречески.

В храме один из двух хоров поет в византийской традиции. Фото: Благовещенский греческий храм.

По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в храме была открыта Школа византийского пения с хором в двух составах — мужском и женском.

— Это стало тем недостающим элементом, завершившим эстетический замысел нашего храма с его особой архитектурой и убранством. За что мы благодарим талантливого церковного певца и гимнографа — Серафима Астахова, которого специально пригласили из Санкт-Петербурга. На его счету создание уже нескольких певческих коллективов и сейчас он продолжает свою творческую карьеру в Сербии.

Греческий хор звучит совсем иначе. Фото: Благовещенский греческий храм.

Управляют мужским и женским составами нашего византийского хора ребята с высшим музыкальным образованием. Вместе с ними за богослужениями в храме поет и более привычный русский партесный хор.

Этот храм, как и его предшественник, закрытый 65 лет назад, роднит прихожан с древними христианскими центрами православного Востока. Фото: Благовещенский греческий храм.

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ИДУЩЕЕ ОТ АНТИЧНОСТИ.

Так что уже сейчас, каждый ростовчанин, не покидая родной город, может услышать древнейшее церковное пение, в его непрерывном развитии, идущем еще от античности. Именно оно сопровождает богослужения в Иерусалиме, Афинах, Салониках, Александрии, Антиохии, на Кипре и Керкире (Корфу) и, конечно, в обителях Святой Горы Афон.

— Также, около года назад мы перевели с греческого молебный канон иконе Божией Матери «Всецарица», прославившейся многими исцелениями онкобольных по молитвам перед ней. Теперь наш храм — единственное место в России, где по воскресеньям в 17:00 каждый может услышать молебное пение «Всецарице» именно так, как оно исполняется в монастыре Ватопед на Афоне перед подлинником этой иконы.

Причастие на литургии апостола Иакова. Фото: Благовещенский греческий храм.

Прекрасной богослужебной традицией стало ежегодное совершение митрополитом Меркурием литургии по чину апостола Иакова, который отличается целым рядом особенностей, характерных некогда для служения Евхаристии на Святой Земле, в Иерусалиме.

ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОМОЩЬ БОЙЦАМ СВО.

Настоятель уверен, что иначе в южном Ростове, пронизанном самыми разными культурами, и быть не могло:

— Такое смешение традиций характерно для приходов подобных нашему. Например, есть русские приходы в Греции и на Кипре, которые посещают наши соотечественники. Наиболее ярким из них является русский Троицкий храм в Афинах, который был куплен российским правительством в 1847 году. Несмотря на то, что после революции 1917 года Россия утратила контроль над храмом, который находится теперь в юрисдикции Афинской Архиепископии Элладской Православной Церкви, он продолжает быть тем местом, где наши соотечественники получают духовную поддержку и утешение.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото: Благовещенский греческий храм.

С его настоятелем архимандритом Синезием (Викторатосом) отец Григорий дружит еще со времен его учебы в Москве. Сейчас Троицкий храм Афин посещают также ростовские греки, вернувшиеся на родину тридцать лет назад.

В остальных проявлениях приходской жизни храм ничем не отличается от большинства приходов Ростова-на-Дону. При храме действует библиотека. Воскресная школа для детей, которую посещает около 40 человек, лекторий для взрослых. Доброй традицией стал сбор гуманитарной помощи и покупка мединструментов для госпиталей зоны проведения СВО.

— Таким удивительным образом в истории одного православного прихода отразилась судьба братских по вере русского и греческого народов, пересеклись судьбы людей и эпох нашего прекрасного южного города. Хочется верить, что в настоящем Благовещенский храм со своей особой богослужебной жизнью и приходским укладом станет украшением православной жизни Ростова, местом, близким и родным для жителей и гостей нашего города.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ.

«Круг замкнулся».

— Бытует мнение, что в Церковь людей приводит, в основном, какая-то жизненная драма. Но это правда лишь отчасти. Действительно, некоторых приводит горе. Но оно мало кого задерживает, ведь время лечит любые раны. Подлинным же мотивом для большинства прихожан быть в Церкви является любовь к Богу и храму.

Настоятель храма — иеромонах Григорий (Соколов). Фото: Благовещенский греческий храм.

Эта любовь привела и меня в 1996 году в Михаило-Архангельский храм Новочеркасска. Его настоятель протоиерей Олег Добринский-Григориадис является духовником Федеральной национально-культурной автономии греков. Там я впервые услышал мотивы греческих песнопений.

Спустя десять лет, уже будучи студентом Философского факультета РГУ, пришел в греческое общество «Танаис» изучать новогреческий язык. Примечательно, что уже много лет оно располагается в Греческом переулке, в том самом некогда доме причта старого Благовещенского храма.

Конечно, в годы моей учебы в РГУ и помыслить было нельзя, что совсем рядом с греческим обществом, Публичной библиотекой и родной Зональной библиотекой РГУ будет возведен прекраснейший Благовещенский храм.

Отец Григорий вернулся в родные края и стал настоятелем храма. Фото: Благовещенский греческий храм.

Закладка храма состоялась, когда я был еще первокурсником Московской духовной семинарии. Потом было пять лет учебы в магистратуре Богословского Факультета Фессалоникийского университета, после — пять лет работы в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата и служения в Скорбященском храме на Большой Ордынке, где в 2013 году надо мной был совершен монашеский постриг и рукоположение в дьяконский сан. Эти годы я вспоминаю с особой теплотой и благодарностью к своим наставникам и руководителям, которых всегда поминаю в своих молитвах.

В 2019 году иеродиакон Григорий (Соколов) был рукоположен во пресвитеры Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме регулярно проводятся богослужения. Фото: Благовещенский греческий храм.

Спустя два года принял я решение вернуться на малую родину, чтобы оказаться поближе к родным и быть полезным в том храме и той общине, с которой меня связывает многолетний интерес к греческому языку и культуре. А через год митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий принял решение назначить меня настоятелем Благовещенского греческого храма. Можно сказать, круг замкнулся: спустя 18 лет я вернулся туда, где и начался мой духовный путь.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл рукоположил отца Григория в иеромонахи в 2019 году. Личный архив героя публикации.

Нужно отметить, что в своем интересе к греческой культуре и языку я не одинок, у иностранцев это явление особое, даже имеющее собственное название — филэллинизм. Оно устойчиво продолжает проявлять себя в истории, когда люди находят для себя вдохновение в самых разных пластах древнего греческого наследия. Филэллины, такие как английский поэт Джордж Байрон, даже активно способствовали в XIX веке освобождению Греции от османского ига. Именно на бульваре Филэллинов находится русский Троицкий храм Афин. В моем случае это любовь православной греческой Традиции, являющейся базовой для всего Православия.