Можно ли купить здравый рассудок в старости.
Согласно новому исследованию Университетского колледжа Лондона, высококвалифицированные специалисты и люди из первой трети населения по уровню доходов реже других страдают от когнитивных нарушений, кроме того, для них существенно ниже риск деменции. Из работы лондонских ученых также следует, что риск к старости впасть в деменцию снижается не только у тех, кто получил университетское образование — выпускники колледжей тоже показали лучшие результаты, чем те, кто закончил только среднюю школу. В обеих категориях шансы столкнуться с легкими когнитивными нарушениями на 43% меньше, чем для людей вообще без образования.
Что еще интереснее, исследователи обнаружили, что для людей, которые входят в самую богатую треть населения, риск развития деменции снижается на 26%, независимо от уровня образования. Также ниже риски у людей, которые занимают высшие управленческие позиции. Хуже всего по этому параметру обстоят дела у работников, которые занимаются ручным или рутинным трудом, а также у самой бедной трети населения.
Соавтор исследования доктор Дорина Кадар уточнила, что они обнаружили, что финансовое благополучие, образование и профессия играют критическую роль не только потому, что снижают риск перехода от легких когнитивных нарушений к деменции, но и потому, что повышают вероятность излечения.
Другое исследование о влиянии социально-экономического статуса на риск развития деменции показывает, что взрослые, у которых было неблагополучное детство, но которые в течение жизни стали более богатыми и получили хорошее образование, реже и в более легкой форме страдают деменцией, чем люди, которые родились в благополучной семье, но не получили высшего образования. При этом в целом детство в плохих социально-экономических условиях не только повышает вероятность деменции в старости, но и увеличивает риски ее развития в более молодом возрасте.
Алексей Марвин, основатель экосистемы сервисов для пожилых людей «Опека Family», рассказывает, что проблема деменции может коснуться любого человека с любым уровнем образования: «В наших пансионатах проживают люди разных профессий с таким недугом — математики, физики, инженеры, художники, актеры, врачи, а есть и те, кто окончил восемь классов — эта болезнь может настигнуть каждого».
При этом Марвин, компания которого работает в пяти регионах России, отмечает, что в Москве продолжительность жизни значительно выше, чем в других регионах России: «Скорее всего это связано с тем, что москвичи чаще обращаются к врачам. Для предотвращения деменции своевременное выявление проблем со здоровьем, в том числе здоровьем сосудов, тоже важно. Нет универсального решения или волшебной таблетки, которая могла бы исключить риски деменции — важно заботиться о своем здоровье в целом».
Учиться, учиться и еще раз учиться.
Ученые не готовы пока точно объяснить, почему определенные социально-экономические факторы влияют на когнитивное здоровье. «Вполне возможно, образование и интеллектуально сложная работа обеспечивают большую умственную стимуляцию и помогают создать более сильный когнитивный резерв, что впоследствии защищает от когнитивных нарушений и деменции», — предположил ведущий автор исследования Университетского колледжа Лондона Асватикутти Гиреш. Кроме того, говорит он, у людей с высшим образованием и деньгами обычно есть доступ к здравоохранению, хорошему питанию и спорту — все это способствует профилактике заболеваний.
Однако согласно обоим процитированным исследованиям, все же ключевым фактором сокращения риска деменции является скорее образование, чем достаток. Еще в 2020 году в опубликованной журналом Lancet статье были описаны 12 факторов риска деменции, и среди факторов риска в возрасте до 45 лет там фигурирует низкий уровень образования. «Чем выше уровень образования, тем меньше риск заболевания, — говорит клинический психолог и приглашенный лектор РЭУ имени Плеханова Мария Пронина. — Образование помогает справляться и противостоять (насколько это возможно) возрастным изменениям, нейродегенеративным заболеваниям, последствиям различных травм, инсультов и пр. Качественное образование в раннем возрасте помогает формировать гибкость мышления, а в более позднем возрасте является его стимулятором».
Невролог Виталий Акимов, заведующий отделением неврологии Европейского медицинского центра (EMC), полагает, что люди с более высоким уровнем образования обычно выбирают профессии, связанные с управлением или другой сложной деятельностью, а управленческие навыки и самоорганизация при получении образования может помочь с самодисциплиной: «Дисциплина позволяет человеку вести здоровый образ жизни, уделять внимание физической активности, качеству сна и своему психоэмоциональному благополучию. Кроме того, уровень образования обычно способствует высокой социальной активности и помогает избежать социальной изоляции».
Мария Пронина согласна, что образование часто связано с более высоким уровнем осведомленности о здоровье: «По моим наблюдениям, клиенты с более высоким уровнем образования, как правило, лучше информированы о факторах риска деменции и предпринимают активные шаги для их снижения, такие как поддержание физической активности и здорового питания».
Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group, не удивлен результатам исследований о положительном влияния финансового благополучия и интеллектуальной деятельности на снижение рисков деменции: «Сейчас модно заботиться о своем здоровье, preventive medicine (профилактическая медицина), longevity (долгожительство) у всех на слуху. Но это не все могут себе позволить. По результатам анализов и врачебных рекомендаций пациенты меняют образ жизни, диету, занимаются больше спортом, что приводит в том числе к улучшению их когнитивного статуса. Последние исследования эффектов семаглютида (действующего вещества в популярном лекарстве “Оземпик”) показывают, что он может снизить вероятность развития болезни Альцгеймера. Препарат тоже, кстати, не из дешевых».
Арина Мясоед, нейрофизиолог, экс-руководитель в агентстве ООН по вопросам образования, культуры и науки, уверена, что все дело в когнитивном резерве — адаптивной способности мозга, которая позволяет ему лучше справляться с повреждениями или дегенеративными изменениями. Этот резерв формируется под влиянием жизненного опыта, образования, интеллектуальной активности, физических нагрузок и общего образа жизни, в том числе качества питания: «Исследования показывают, что у людей с высоким уровнем образования и тех, чья работа не является рутинной, уровень когнитивного резерва обычно выше. Это объясняется тем, что такие люди постоянно сталкиваются с новой информацией, задачами, которые требуют решения и когнитивной нагрузки. Их мозг учится быть более гибким и создавать альтернативные пути для выполнения задач, развивая новые нейронные сети и создавая больше возможностей для мозга».
Как бедность способствует развитию деменции?
Интересно, что мозг людей с более низкой заработной платой в целом стареет быстрее — исследование Колумбийского университета показало, что уровень когнитивного старения низкооплачиваемых сотрудников за 10 лет равен уровню старения высокооплачиваемых за 11 лет. А наиболее подвержены деградации из-за бедности отделы мозга, отвечающие за память, считают ученые.
Междисциплинарное исследование 2012 года, проведенное когнитивным нейробиологом Колумбийского университета Кимберли Ноубл, выявило меньший объем гиппокампа (это основной показатель производительности памяти) среди детей и подростков с более низким социально-экономическим статусом, чем у их более благополучных сверстников.
Другое исследование, которое проводилось с участием людей с болезнью Альцгеймера, показало, что кредитные рейтинги людей, у которых впоследствии развивается деменция, начинают резко снижаться задолго до того, как заболевание официально диагностировано. За год до постановки диагноза у этих людей на 17,2% чаще возникали просрочки по ипотечным платежам, чем до начала заболевания, и на 34,3% чаще — просрочки по счетам за кредитные карты. Однако взаимосвязь может быть и обратной — возможно, из-за развивающейся деменции люди принимают неправильные финансовые решения и становятся более бедными.
«Способность принимать решения, в том числе в финансовых вопросах, может начать ухудшаться задолго до диагноза или даже до появления четко указывающих на развивающуюся деменцию симптомов. Люди, у которых начинает ухудшаться когнитивная функция, могут пропускать платежи, совершать импульсивные покупки или вкладывать деньги в рискованные инвестиции, о которых они не задумывались до начала болезни», — пишет The New York Times. Одним из предвестников деменции является меняющееся отношение к риску, рассказала в интервью газете Лорен Херш Николас, профессор Медицинской школы Колорадского университета, которая изучает влияние деменции на финансовое положение людей. «Внезапно может показаться хорошей идеей вложить все деньги в акции, которые кто-то порекомендовал», — говорит она. По данным Николас, люди на ранних стадиях заболевания также становятся более уязвимы для мошенников и аферистов — она обнаружила, что у людей, у которых с большой вероятностью в течение ближайших десяти лет разовьется деменция, чаще снижается благосостояние.
Не все согласны с таким обоснованием. «Опросы показывают, что большинство людей считают, что бедные люди бедны из-за того, что недостаточно стараются: они безответственны, они принимают плохие решения и так далее, — говорит нейробиолог Марта Фара. — Но нейроны не заслуживают порицания или похвалы. Они не прилагают усилий. У них не бывает хорошего или плохого поведения. Они просто ведут себя в соответствии с законами природы». Она отмечает, что исследования действительно показывают, что люди, которым приходится на регулярной основе находиться в состоянии повышенного стресса, связанного с низким доходом, дискриминацией или ограниченным доступом к здравоохранению, более подвержены риску когнитивных нарушений. Исследование Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе показало, что взросление в условиях бедности объективно влияет на структуру мозга — снижает количество белого вещества, патология которого и может в том числе привести к болезни Альцгеймера.
Исследователи также обнаружили признаки нейровоспалений у детей, живущих в бедности. Нейровоспаление также связывают с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.
Как снизить риски деменции, если вы уже разбогатели (или нет).
Большинство недавних исследований показывают, что генетические факторы — не единственное, что имеет значение с точки зрения рисков развития деменции. При этом понимание связи между бедностью и когнитивными нарушениями имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий и политики для предотвращения этого разрушительного состояния, считает профессор Эксетерского университета Дэвид Ллевелин. Согласно проведенному Ллевелином и коллегами по университету исследованию, для бедных людей риски развития деменции существенно выше, чем у людей с более высоким социально-экономическим статусом, независимо от генетических рисков. Хорошая новость в том, что снизить вероятность этого тяжелого заболевания можно, причем разбогатеть — это не единственный и даже не самый верный способ.
«Людям из экономически неблагополучных слоев населения советы о том, как снизить риск деменции, могли бы принести максимальную пользу, — говорит Сара Имарисио, руководитель отдела исследований Alzheimer’s Research UK. — Службы здравоохранения, благотворительные организации и государственные учреждения должны это учитывать». В целом эксперты рекомендуют государствам пропагандировать образ жизни, снижающий риск развития деменции: сокращение потребления табака и алкоголя, улучшение сна, здоровое питание, социальную интеграцию изолированных групп и трудоустройство.
Также очень важно вовремя диагностировать болезнь — ранняя диагностика существенно помогает в лечении. Как рассказывает Алексей Сиднев, в Великобритании запустили бесплатные «кабинеты памяти», которые помогают людям из более низких социальных слоев проверить наличие развивающейся деменции и получить лечение и поддержку. Мария Пронина уточняет, что один из важнейших факторов профилактики деменции — это поддержка здорового образа жизни и особенно сбалансированного питания: «Из-за финансовых сложностей социальная активность — путешествия, посещение культурных мероприятий, социальная коммуникация — также значительно снижаются, что приводит к увеличению риска развития депрессии, которая, в свою очередь, также является одним из факторов развития деменции».
Арина Мясоед говорит, что управление стрессом — еще один способ снизить риски: «Майндфулнес-подход, который сейчас набирает популярность в России, давно себя зарекомендовал себя как действенный метод сохранения когнитивного резерва в рамках противостояния постоянному стрессу». Также, по мнению эксперта, восстановлению нейронов способствует спорт: «Особенно полезны в этом отношении аэробные упражнения, такие как бег, плавание и ходьба. В условиях, когда мозг подвергается возрастным изменениям или нейродегенеративным процессам, новые нейроны помогают компенсировать потерю старых клеток».
Мария Пронина предупреждает также, что классическое образование вовсе не гарант снижения риска деменции: «Дело в том, что когнитивный ресурс действительно формируется в том числе с помощью академического образования, но основополагающим является желание человека познавать, наращивать свои навыки, способности и знания о чем-то новом на постоянной основе, в течение всей своей жизни. Если закончить школу и вуз, а затем не заниматься развитием своего мышления, едва ли это будет способствовать успешной профилактике деменции».