В Беларуси в 2025 году заканчивается пенсионная реформа, которая шла последние 8 лет. За это время, с 2017 по 2025 год, изменилось многое. Начинали с пенсионного возраста 55 лет для женщин 60 лет для мужчин и в 2022 году постепенно пришли к выходу на пенсию женщин в 58 лет при стаже работы не менее 20 лет и мужчин в 63 года при стаже работы не менее 25 лет.
Увеличение лет было заложено также и для необходимого страхового стажа, который влияет на величину начисленной пенсии (в 2017 для выхода на пенсию хватило бы 16 лет с уплатой взносов на пенсию в ФСЗН, в 2025 году понадобится не менее 20 лет), и для трудовых лет, подтвержденных справками о зарплате (в 2017 надо было 23 года, в 2025 понадобится 30 лет).
Пенсионный возраст в Беларуси 2025, будет ли повышение.
За время пенсионной реформы, с 2017 года, пенсионный возраст увеличился на три года и для мужчин, и для женщин. Сейчас, повторимся, трудовая пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 63 года, женщинам, достигшим возраста 58 лет.
В ноябре 2024 года Министр труда и соцзащиты Беларуси Наталия Павлюченко высказалась о пенсионном возрасте в нашей стране на фоне его повышения в СНГ (здесь подробнее). Глава госоргана заявила, что в Беларуси на данный момент не планируется увеличивать пенсионный возраст:
«В нашей стране на повестке не стоит такой вопрос. Увеличение пенсионного возраста для наших граждан не планируется», — подчеркнула министр.
Как подать заявление на пенсию в Беларуси.
Что касается время подачи заявления в органы соцзащиты о начислении пенсий, то согласно указу президента «О социальной поддержке», пописанному в конце 2024 года, эти сроки стали длиннее и теперь составляют два месяца без потери пенсии. То есть с 1 января 2025-го документы для назначения пенсии можно подать за месяц до дня рождения и в течение месяца после дня рождения — подробнее здесь. При соблюдении этих сроков пенсия будет начислена со дня рождения. До 2025 подача документов была возможна в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Назначали пенсию с времени подачи заявления и предоставления документов.
Страховой стаж в Беларуси 2025.
Страховой стаж (а это время, когда и сам работник, и предприятие, где он трудился, выплачивали взносы в Фонд соцзащиты населения) — очень важный показатель для рублевого эквивалента пенсии по возрасту. За время пенсионной реформы страховой стаж вырос на 4 года с 16 до 20 лет. В страховой стаж входит только время работы с уплатой взносов в ФСЗН, а вот время учебы, декретного отпуска, нахождения в статусе безработного — не входит.
Все время 20-летнего страхового стажа для тех, кто будет оформлять пенсию в 2025 году и работал последние 20 лет непрерывно, зафиксировано в ФСЗН, потому что в системе фонда с января 2003 года все взносы отмечены в индивидуальном лицевом счете, который заведен на каждого работающего. Специальных справок за последние 20 лет собирать точно не надо.
При этом периоды работы до 1 июля 1998 засчитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов в бюджет фонда.
В расчете страхового стажа есть важное «но», на которое обращают внимание специалисты Минтруда и соцзащиты. Это «но» — не только сам факт уплаты обязательных страховых взносов в течение 20 лет, но и размер заработка, из которого эти взносы уплачивались. Для включения в страховой стаж периодов работы в полном объеме, то есть за год, размер заработка не должен быть ниже установленной минимальной зарплаты (например, с 1 января 2024 года это 626 рублей). Если же человек зарабатывал мало, то в страховой стаж это время будет засчитано не календарно, а с применением поправочного понижающего коэффициента. Например, отработав с малой зарплатой год можно получить в страховой стаж всего 8−9 месяцев, а то и меньше (здесь подробнее).
Но есть в Беларуси льготная категория, кому для начисления пенсии хватит 10 и даже 5 лет страхового стажа (о них подробнее здесь).
Надо отметить, что за годы пенсионной реформы были внесены существенные изменения, связанные с расчетом пенсий при неполном страховом стаже. Так, например, нередко бывает, что при выходе на пенсию у человека страхового стажа не хватает, то есть его, например, его больше 10, но меньше положенных в 2025 году 20 лет.
С 2021 года пенсии при неполном страховом стаже в Беларуси начисляют таким образом: при 10 лет страхового стажа пенсия составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера (в ноябре 2024 года это примерно 233 рубля). За каждый год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3% бюджета прожиточного минимума пенсионера (на примерно 9,5 рубля), но не более чем до 100% БПМ пенсионера (это 319,93 рубля в ноябре 2024). Пенсия при неполном страховом стаже, конечно, значительно ниже той, что могла бы быть при полном страховом стаже. На пенсию при неполном страховом стаже могут рассчитывать женщины с 60 лет и мужчины с 65 лет, то есть на два года позже, чем обычные пенсионеры, у которых есть 20 лет страхового стажа (подробнее здесь).
На трудовую пенсию по возрасту может рассчитывать и человек, у которого вообще нет страхового стажа либо он менее 10 лет. Размер такой социальной пенсии — 50% бюджета прожиточного минимума пенсионера (например, с начала ноября 2024 по конец января 2025 это 159,9 рубля). Поскольку расчет этой пенсии привязан к бюджету прожиточного минимума, а этот показатель в Беларуси пересматривают каждые три месяца и всегда в сторону увеличения, то за год такая пенсия при неполном страховом стаже или его отсутствии немного подрастет четыре раза.
Справки о зарплате для начисления пенсии в Беларуси, 2025.
Надо сказать, что пенсия новоявленному пенсионеру рассчитывается не только исходя из уплаты страховых взносов за 20 лет в 2025 году, но и исходя из откорректированного фактического заработка по которому высчитывается индивидуальный коэффициент. Пенсионная реформа предполагала, что в 2025 году время этого откорректированного фактического заработка, который подтверждается сведениями о зарплате, составит 31 год. Но указ президента «О социальной поддержке» оставил 30 лет, столько же, сколько и в 2024 году. Таким образом, за время пенсионной реформы число лет, которые должны быть подтверждены зарплатными ведомостями, выросло на 7, с 23 до 30 лет.
Новоявленному пенсионеру не надо собирать сведения о своей зарплате за годы с 2003 по 2025 — они есть в сведениях персонифицированного учета ФСЗН, так же, как и данные об уплате страховых взносов. При выходе на пенсию в 2025 году справки о зарплате понадобятся с 1995 по 2002 годы включительно. Здесь в плюсе те, чьи фирмы или предприятия, на которых они трудились в эти годы, работают до сих пор или работают их приемники. В этом случае запросить и получить справки о своей зарплате труда не составит. Неплохо будет и тем, чьи фирмы или предприятия не дожили до сегодняшнего дня, но при ликвидации аккуратно сдали документы в архивы.
Для остальных могут возникнуть трудности доказать, что ты работал и получал зарплату. С этим в последние годы сталкивались многие новоявленные пенсионеры, чья трудовая деятельность пришлась в том числе и на лихие 90-ые. Люди писали запросы в архивы, в архивах сведений не было. Если документы не сохранились, то заработок при расчете пенсии учитывается с нулевым значением, что негативно влияло на размер пенсии. Люди шли в суды.
Видя такое положение дел, президент в указ «О социальной поддержке» внес новшества, которые не дадут потерять часть пенсии будущим пенсионерам, которые не смогли найти документы фирм и предприятий, где трудились в 90-е.
«Указом предусматривается право работника не учитывать (“пропустить”) при расчете ИКЗ (индивидуального коэффициента заработка. — Ред.) периоды работы, где документы не сохранились, с их заменой более ранними периодами, где документы имеются», — прокомментировали новшество в Минтруда и соцзащиты (здесь подробнее).
Получается, что при выходе на пенсию в 2025 году нужны справки о зарплате с 1995 по 2025 год. Если некоторые из этих лет человек не сможет подтвердить такими справками, то он сможет взять справки о своей работе до 1995 года, если такие имеются.
Как увеличить пенсию в Беларуси: отказ от пенсии, дополнительная пенсия.
За время пенсионной реформы государство предложило белорусам варианты, как увеличить пенсию. Их два — это временный отказ от пенсии и дополнительная пенсия.
О временном отказе от пенсии с возможностью потом получать больше заговорили в конце 2021 года. Это вариант дает пенсионеру, отказавшемуся от пенсии, за первый полный год работы плюс 6 лет трудового стажа, за второй — плюс 8 лет и так далее.
Таким образом, отмечали в Минтруда и соцзащиты, если отказаться от пенсии на 5 лет, то можно увеличить ее примерно в 1,7 — 1,8 раза.
Второй вариант — копить на дополнительную пенсию с помощью государства. Это стало возможно с осени 2022 года.
При этом варианте и сам работник, и его работодатель отчисляют деньги в счет дополнительной пенсии. Это может быть 2%, а может и 13% от зарплаты. В проекте «дополнительная пенсия» могут участвовать мужчины младше 60 лет, женщина младше 55 лет, то есть те, кому до пенсии 3 года и более.
Дополнительная пенсия не отменяет выплат по обычной трудовой пенсии, но дает возможность получать повышенную пенсию в возрасте 60−70 лет (здесь подробнее об этих двух вариантах увеличения пенсии).
Кстати, в Минтруда Беларуси разъяснили, как рассчитывают индивидуальный коэффициент пенсионера, который влияет на пенсию (все подробности здесь).
Мы писали и о правах людей предпенсионного возраста в Беларуси: какие есть гарантии, ограничения и льготы для этих работников (здесь подробнее), а также о том, какие льготы есть у пенсионеров в Беларуси: налоги на квартиру и землю, полгода бесплатного проезда, скидка на продукты и на путевку в санаторий (все подробности здесь).