Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 августа 2011, источник: Газета.Ру

Муми-тролль и свободная воля

В продаже появился второй том «Муми-тролли: Полное собрание комиксов», который позволит большинству посмотреть на полюбившихся героев Туве Янссон с новой стороны, а кого-то примирит с самим фактом существования комиксов как явления.

Главное с самого начала настроиться, что это не наглая эксплуатация раскрученного бренда. Комиксы нарисованы и написаны самой Туве Янссон в 1955--1959 годах для лондонской газеты Evening News. Причем впервые она обратилась к формату еще раньше, в 1947, то есть уже на следующий год после выхода «Муми-Тролля и кометы». Здесь же собраны четыре оригинальные истории, в которых жители Муми-дола переживают зиму, строят дома, перевоспитывают прислугу и начинают новую жизнь.

Муми-тролли не зря считаются идеальной книгой для всей семьи – дети и взрослые читают их с одинаковым удовольствием, извлекая совершенно разные смыслы из одних и тех же событий.

Например, «Волшебная зима» может казаться и меланхоличной сказкой, и довольно смелым рассказом о смерти на понятном и не пугающем детей языке.

Причем в поздних произведениях чаша весов постепенно склоняется на сторону взрослых – недаром «В конце ноября» и «Муми-папа и море» остаются сравнительное малоизвестными произведениями, особенно на фоне грандиозного успеха «Муми-тролля и кометы» и «Шляпы Волшебника». Комиксы же пока инстинктивно воспринимаются как продолжение именно детской традиции, да и первый том пользовался в России огромным успехом.

Сейчас, по словам издательства Zangavar, тираж полностью разошелся, и в магазинах остаются чудом сохранившиеся экземпляры.

Объяснять этот успех одной лишь силой бренда, по меньшей мере, наивно. Стоит открыть книгу, чтобы убедиться: писательница и художница в одном лице, Янссон не просто рассказывает историю в картинках, но мастерски использует формат стрипа (от английского «strip», «полоска»), серийного комикса, который публиковался по одной панели в каждом выпуске газеты. А это означает, что не может быть ни одного проходного стрипа, ни одного момента в духе «а теперь потерпите ради развития сюжета». Каждый фрагмент должен читаться если не как отдельное произведение, то, как минимум, вызывать какие-то эмоции — улыбку, смех, умиление или хотя бы вопрос, «что же будет дальше». Даже самые лихие мультфильмы не могут достичь подобной насыщенности – не может же постоянно идти финальная схватка с главным злодеем, где-то обязательно должно идти десять минут унылых разговоров. А в стрипах что-то да происходит все время, так что в истории из 60-80 рисунков будет примерно столько же ярких моментов. Это вызывает естественный восторг у детей: за пару страниц герои успевают вылезти из дома через крышу, покататься с горки, и встать на коньки и лыжи – чтобы тут же с них попадать.

Впрочем, эта кажущаяся суетливость повествования вовсе не мешает Янссон спокойно и последовательно развивать ключевую для себя тему – простой, естественной жизни как оппозиции надуманным идеям.

Об ее истоках исследователи творчества писательницы спорят до сих пор. Одни указывают на важность для скандинавов понятия «семьи» как коллектива или «дома» — в широком смысле этого слова. Другие замечают что муми-тролли изначально появились как средство личной терапии и исправлениям мира посреди Второй мировой войны, вызванной как раз таки чрезмерным увлечением идеями. Третьи указывают на очевидный конфликт в личной жизни Янссон: будучи популярной общественной фигурой, писательница несколько десятилетий вынуждена была замалчивать отношения со своей компаньонкой, художницей Тууликки Пиетиля поскольку консервативное финское общество в тот момент негативно относилось к гомосексуальным связям. Так или иначе, именно искусственные идеи – главные «враги» в комиксах о муми-троллях.

Начинается все прямо с первого же сюжета: нарушившие уютный ритуал зимней спячки муми-тролли попадают в руки фаната здорового образа жизни господина Бриска – тот как настоящий профессиональный спортсмен живет по принципу «главное не участие, а победа». Затем нам напоминают что простой сюжет не значит скучный: Муми-мама перевоспитывает чопорную горничную, которая очень боится сделать все не как у всех.

Ну а завершающий сюжет «Муми-тролль и новая жизнь» и вовсе получается прямым высказыванием на тему идеологии, причем удивительно актуальным сегодня, хотя прошло уже полвека.

Тихую жизнь в Муми-доле нарушает появление двух гуру: Учитель смущает его жителей историями о «свободной жизни», а его противник Оракул грозит страшным карами за распущенность и напоминает о бренности всего сущего. И Муми-папа то в приступе дауншифтерства весело распивает самогон на дереве, то в отчаянии красит стены в черный цвет и отказывается от маленьких радостей жизни. Побеждает в итоге Муми-мама и разговор за вкусным чаем, а также пара бокалов вина в честь примирения. И на фоне растущего количества конфликтов, пусть как можно больше людей – не важно, детей или взрослых – будут помнить, что есть и такой способ их решения.

Автор: Василий Шевченко