Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
«Сюрприз для Рамзана»: как живут русские в ЧечнеКак живут русские, которые там остались, и что мотивирует людей из других регионов приезжать сюда жить.
5 августа 2011, источник: РИА Новости, (новости источника)

Fringe: театральная «обочина» Эдинбурга

В столице Шотландии каждый год проходит крупнейший в мире фестиваль искусств — Эдинбургский Fringe. И каждый год тысячи исполнителей играют спектакли на любой вкус на многочисленных площадках, «разбросанных» по всему городу.

И признанные звезды, и начинающие артисты работают бок о бок – фестиваль открыт для всех желающих и представляет, кажется, все возможные художественные жанры. Драматический театр, стэнд-ап выступления, танец, акробатические и музыкальные номера, мюзиклы и оперы соседствуют с выставками, уличными представлениями и арт-перформансами. В этом году Fringe открывается 5 августа и продлится почти до самого конца лета – закрытие фестиваля состоится 29 августа.

11 месяцев в году Эдинбург живет размеренной и спокойной жизнью. Но с наступлением августа все меняется. В столице Шотландии каждый год проходит крупнейший в мире фестиваль искусств — Эдинбургский Fringe. И каждый год тысячи исполнителей играют спектакли на любой вкус на многочисленных площадках, «разбросанных» по всему городу. И признанные звезды, и начинающие артисты работают бок о бок – фестиваль открыт для всех желающих и представляет, кажется, все возможные художественные жанры. Драматический театр, стэнд-ап выступления, танец, акробатические и музыкальные номера, мюзиклы и оперы соседствуют с выставками, уличными представлениями и арт-перформансами. В этом году Fringe открывается 5 августа и продлится почти до самого конца лета – закрытие фестиваля состоится 29 августа.

Как все начиналось

Несмотря на то, что в настоящее время Эдинбургский Fringe является вполне самостоятельным культурным явлением, фестивалем с собственной программой, условиями участия и правилами проведения, он остается неотъемлемой частью Эдинбургского международного фестиваля искусств. Помимо Fringe в Эдинбурге проходят кинопоказы, книжные выставки, выступления джазовых и военных оркестров.

История Эдинбургского фестиваля, как принято считать, началась в 1947 году. Хотя различные культурные мероприятия, преимущественно музыкальные, проводились в шотландской столице еще в XIX веке. Но именно после Второй мировой войны в 1946 году, на волне всеобщего стремления к возрождению и обогащению культурной жизни, у куратора оперного фестиваля Глендборн Рудольфа Бинга родилась идея организации нового фестиваля искусств. Эдинбург как место проведения был выбран не случайно: на тот момент в городе располагался Британский Совет – организация, созданная как раз для установления международных отношений через образовательный и культурный обмен. Таким образом, заручившись поддержкой Совета, властей города и состоятельных граждан, Рудольф Бинг возглавил оргкомитет будущего фестиваля и занялся подготовкой к открытию, которая заняла больше года. Первый Эдинбургский международный фестиваль открылся в 1947 году и длился три недели: с 24 августа по 13 сентября.

В отличие от санкционированного и спланированного Эдинбургского фестиваля Fringe, ведущий свою историю с того же 47-ого года, возник неожиданно и даже в какой-то степени стихийно. Восемь театральных коллективов без всякого приглашения прибыли в Эдинбург для того, чтобы выступить на новом арт-фестивале. Тот факт, что спектакли не были внесены в официальную программу, не остановил исполнителей – они просто сыграли свои представления, не спрашивая разрешения. А свое название, которое прижилось и сохранилось до наших дней, Fringe (в переводе с англ. – «край, обочина») получил на второй год проведения, в 1948-м. Тогда посетивший фестиваль шотландский журналист и драматург Роберт Кэмп был впечатлен именно этой неофициальной частью программы: «Все больше независимых театральных  деятелей собирается на “обочине” официальной программы Фестиваля… Думаю, что это может удержать некоторых из нас от скорого возращения домой!»

С каждым годом движение Fringe разрасталось и крепло, и в 1959 было создано «Общество фестиваля Fringe», которое и по сей день отвечает за проведение мероприятия. Несмотря на то, что в настоящее время Общество официально организует выступления артистов, предоставляет участникам всю необходимую информацию, публикует программу и занимается продажей билетов, основной принцип его существования пропитан тем самым духом, который привел театральные труппы в Эдинбург в 1947 году. И тогда, и сейчас оргкомитет не принимает никакого участия в формировании программы Fringe. Политика фестиваля заключается в том, что принять в нем участие может каждый желающий и для каждого выступления найдется место.

«Кто, где, когда» фестиваля Fringe 

Говоря о Fringe, невозможно не упомянуть одну из главных отличительных черт фестиваля, а именно количество и «качество» площадок для выступлений артистов. В 2010 году их было более 250, и выступления проходили не только в специально предназначенных для этого местах, вроде театра Траверс, но и в самых неожиданных: университетских общежитиях и аудиториях, школах, церковных помещениях, на парковках и в общественных туалетах. Некоторые жители даже предоставляют актерам собственные квартиры. Весь город превращается в одну большую сцену, и наблюдать за происходящим можно не только из зрительного зала, но и сидя за столиком в кафе, стоя на балконе своего дома или же просто проходя по одной из улиц Эдинбурга. Именно таким вспоминает Fringe британский актер, писатель и телеведущий Стивен Фрай, который участвовал в фестивале в начале 80-х годов во время учебы в Кэмбридже:  «… мы были Fringe, мы были словно гигантский грибковый организм, который разбрасывал свои споры по всему Эдинбургу, в жилых помещениях, в сараях, хижинах, на складах и причалах, в каждой церкви и в любом пространстве, способном вместить фокусника-панка и пару стульев».

К слову о фокусниках-панках – количество и разнообразие жанров, в которых выступают участники фестиваля, ничуть не уступает количеству и разнообразию площадок для этих выступлений. Сначала была, конечно же, классическая драма – именно этот жанр господствовал на фестивале в момент его возникновения в конце 40-х. Например, именно на Fringe в 1966 году состоялась театральная премьера пьесы британского драматурга Тома Стоппарада «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в исполнении труппы Оксфордского университета. Помимо групп актеров, будь то профессиональные театральные объединения вроде London Club Theatre Group и шотландского Communicado или же любительские университетские кружки, как Кэмбриджийская «Рампа» или труппа Оксфорда, на Fringe съезжаются и артисты-одиночки.

Комедийные постановки занимают главенствующее место в фестивальной программе наряду с драматическими представлениями. Скетч-шоу и стэнд-ап выступления – именно с этого начинали карьеру многие британские телевизионные, театральные и кинозвезды. В 1960 году Алан Беннетт, Дадли Мур, Питер Кук и Джонатан Миллер сыграли свой спектакль «За гранью» (Beyond the Fringe), ставший культовым и положивший начало целой эре сатирических шоу совершенно нового качества, таких как более поздний «Летающий цирк» Монти Пайтон.

Журналист Николас Леонард, присутствовавший на представлении, вспоминает: «С момента поднятия занавеса стало понятно, что происходящее на сцене далеко от привычных музыкальных номеров и скетч-шоу. На сцене появлялся Дадли Мур и начинал исполнять национальный гимн на фортепьяно. Публика послушно поднималась со своих мест в знак уважения к королеве. В это момент появлялся Питер Кук с вопросом: “Что это за парень играет „Боже, храни Королеву?“. На что Джонатан Миллер тут же отвечал: „Не знаю, но точно не англичанин. Гимн он играет сидя“.

„За гранью“ имело такой гигантский успех, что весь следующий год специально подготовленная, расширенная,  версия шоу шла на подмостках лондонского Вест-Энда. А еще год спустя переместилось на Бродвей, где „За гранью“ посмотрел даже Джон Кеннеди.

Прямые последователи Беннетта, Кука, Мура и Дадли – комик-группа Монти Пайтон – также начали свой путь на подмостках Fringe. В 60-х на тот момент студенты Оксфорда Майкл Пэйлин и Терри Джонс не однократно участвовали в фестивале, где и познакомились с будущими „пайтонами“ Эриком Айдлом, Джоном Клизом и Грэмом Чепменом, которые в свою очередь входили в состав кэмбриджийской „Рампы“.

В Эдинбурге, по большому счету, началась и история одного из самых легендарных комедийных дуэтов Британии – Стивена Фрая и Хью Лори. В течение всего времени обучения в университете Фрай и Лори вместе с коллегами по все той же „Рампе“ — среди которых была и актриса Эмма Томпсон — были постоянными участниками Fringe. А пьеса, написанная Стивеном Фраем и сыгранная на фестивале, выиграла первый приз Fringe.

Среди артистов-одиночек, начинавших карьеру на территории Эдинбургского фестиваля, стоит вспомнить будущего мистера Бина — Роуэна Аткинсона. Его сольные выступления на Fringe были невероятно популярны, билеты раскупали мгновенно, так что приходилось устраивать дополнительные показы. В своей автобиографии Стивен Фрай говорит о том, как впервые увидел шоу Аткинсона: „Я вышел из зала спустя два часа, пошатываясь, почти не чувствуя ног… Возможно, вам посчастливилось видеть Роуэна Аткинсона на сцене… Это совершенно непередаваемый тип радости от встречи с невероятным талантом, когда совершенно этой встречи не ждешь“.

В 1986 году ныне известный телеведущий Крэйг Фергюсон выступил на Fringe в роли Бинг-Гитлера (Bing Hitler) в спектакле „Шотландец“ (Scotsman)– „пародии на сверх-патриотичных исполнителей народных песен, без которых не обходилось ни одно публичное мероприятие в Шотландии“.

В 2008 году организаторы театрального фестиваля „Золотая Маска“ придумали и осуществили проект под названием „Эдинбургский Фриндж в Москве“. В Программу вошли три британских спектакля, сыгранных на Fringe в 2007 году. „Предлагаемые обстоятельства“ — постановка в жанре „divised theatre“, когда актеры на сцене разыгрывают множество этюдов, сами создают предлагаемые обстоятельства, так что создается впечатление, как ни парадоксально это звучит, хорошо отрепетированной импровизации. Помимо этого, в Москве можно было посмотреть спектакль „Дамаск“ знаменитого эдинбургского театра „Траверс“, который из года в год является одной из центральных площадок фестиваля. В рамках „Фринджа в Москве“ проходили читки пьес драматурга Марка Равенхилла, а специальная часть программы состояла из нескольких российских спектаклей, в разные годы принимавших участие в Эдинбургском Fringe.

Fringe-2011

С каждым годом количество желающих принять участие в фестивале Fringe увеличивается. Этим летом в программе более двух тысяч представлений, которые будут исполнены на более чем 250 городских площадках.

В этот раз Россию в Эдинбурге будет представлять компания под названием SSSR Productions со спектаклем „Ностальгия по настоящему“. Два актера и три актрисы с помощью четырех кукол, одного микрофона, света и музыки вступают в диалог со зрителями. Разговор получается интимным, а главное скрывается за словами и между строк.

Также в программе Fringe:

„Десятая чума“ (Ten Plagues)- музыкально драматическая постановка, текст к которой написал Марк Равенхилл, музыку – Конор Митчелл, а главную роль исполняет известный британский певец Марк Алмонд. Эпидемия чумы, охватившая Лондон в 1665 году, унесла тысячи жизней. Герой совершает путешествие по зараженному городу. Сюжет спектакля основан на реальных записях свидетелей, переживших вспышку болезни.

Национальный театр Шотландии со спектаклем „Колесо“ (The Wheel) по пьесе драматурга Зинни Харрис выступит в Королевском ботаническом саду Эдинбурга. Такой выбор площадки не случаен – деревья и лужайки станут естественными декорациями для героини, которой предстоит пройти не простой путь и не только выжить, но и сохранить все лучшее и светлое в своей душе.

Впервые выступит на Fringe труппа „Свободного театра Беларуссии“. Театр здесь неразрывно связан с политикой: актеры своими выступлениями борются с государственными ограничениями и с цензурой и хотят, чтобы их голоса были услышаны.

В жанре одиночных выступлений одним из самых ожидаемых событий Fringe станет появление на фестивале известного британского телеведущего Фила Джупитуса, который в последний раз посещал Эдинбург в 2007 году. А в 2011 году артист в своем новом шоу возвращается к форме стэнд-ап комедии.

Английская труппа Belt Up Theatre, ныне обосновавшаяся в Королевском театре Йорка, представляет постановку под названием „Запределье“ (Outland). Актеры, превратившись в странных персонажей произведений Льюиса Керролла, станут „гидами“ по воображаемым и сказочным мирам.

Необычный перформанс подготовила шотландское арт-объединение Poorboy. „Кровь и розы“ (Blood and Roses) представляют из себя аудио-пьесу, которая звучит в наушниках зрителей, пока они передвигаются по Эдинбургу. Каждая новая сцена предназначена для нового места, задействованными оказываются не только всем известные улицы, но скрытые от глаз закоулки, а весь маршрут постепенно складывается в общую историю города.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников