«Юра, у тебя светлое будущее». «Оскар-2025» — как это было

В Лос-Анджелесе прошла 97-я церемония премии «Оскар». «Анора» была признана лучшим фильмом, Юра Борисов свою награду все-таки не получил. «Газета.Ru» вела текстовую онлайн-трансляцию мероприятия.
Источник: Газета.Ру

06:58 А нам остается попрощаться. Для вас работали кинокритик Павел Воронков, редактор отдела «Культура» Александр Обносов и бильдредактор Иоанн Ткаченко.

С добрым утром — и спокойной ночи!

06:57 Что можно сказать: «Анора» не была моим фаворитом в этом сезоне (если честно, я даже не добавил ее в свою двадцатку лучших фильмов прошлого года), к тому же это не самая мощная лента у Бейкера («Проект “Флорида” — разрыв). Но за победу все равно радостно. Это хорошее кино с классными артистами. Ну и да, в некотором роде сказка о том, что мы все как-то можем все-таки сосуществовать друг с другом.

Церемония получилась вполне неплохой: пара по-настоящему забавных моментов, много кринжовых шуток, несколько ожидаемых побед, некоторое количество сюрпризов. Обидно, понятно, за Юру Борисова, а еще за Деми Мур (но Майки Мэдисон молодец).

Слава богу, победила не «Эмилия Перес» — ей и так дали два «Оскара», что на два больше, чем нужно.

Настроение: Колман Доминго.

06:49 Три статуэтки сейчас были в руках у Карена Карагуляна и Ваче Товмасяна — про их великолепные выступления в этой картине давайте тоже не забывать.

06:48 Всего у «Аноры» пять «Оскаров»: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж. Сильно!

06:47 Шон Бейкер славит инди-кино.

06:46 Наши люди в Голливуде: Юра Борисов, Марк Эйдельштейн и Дарья Екамасова все-таки поднимаются на сцену театра «Долби» вместе с отставной командой «Аноры»!

06:45 «ОСКАР» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ПОЛУЧАЕТ «АНОРА» ШОНА БЕЙКЕРА!

06:41 Гарри воссоединяется с Салли: Билли Кристал и Мег Райан выходят объявлять лучший фильм!

06:39 Судя по всему, главный «Оскар» тоже уйдет «Аноре».

06:38 С ума сойти! Лучшая актриса — Майки Мэдисон. Еще один вин «Аноры». Тут, конечно, сюрприз: казалось, что у Деми Мур («Субстанция») награда в кармане.

06:36 Эмма Стоун выходит объявлять, кто присоединится к ней в клубе обладательниц «Оскара» за лучшую женскую роль.

06:31 Сегодня еще и день рождения мамы Шона Бейкера — он посвящает «Оскар» ей!!! (Перед этим он произносит спич в поддержку полноценного кинотеатрального проката картин.).

06:30 Тарантино говорит, что «Оскар» за лучшую режиссуру достается Шону Бейкеру за «Анору»! Символично: Тарантино в сущности открыл звезду фильма Майки Мэдисон в своей картине «Однажды в… Голливуде» (там вообще какое-то несусветное количество впоследствии выстреливших артистов — например, Корали Фаржа в случае победы «Субстанции» могла бы тоже поблагодарить Тарантино, но за Маргарет Коулли).

06:29 Квентин Тарантино!

06:26 Что сказать, не зря Броуди шлифовали венгерский нейросетями (порицаем). Но если без шуток, роль действительно грандиозная.

06:22 Про это многие уже написали, но там такая история, что нельзя молчать: известно, что как минимум два члена Академии не стали голосовать за Рэйфа Файнса («Конклав»), поскольку думали, что ему уже давали «Оскар» за «Список Шиндлера» (не давали). И вместо этого проголосовали за Броуди, поскольку думали, что ему еще не давали (давали).

06:19 Появляется Киллиан Мерфи, в прошлом году получивший «Оскар» за главную роль в «Оппенгеймере». Он передает эстафетную палочку фавориту гонки Эдриену Броуди из «Бруталиста». Это его вторая награда — до этого он был удостоен «Оскара» в 2003 году за работу в «Пианисте».

06:10 Опра Уинфри и Вупи Голдберг вспоминают легендарного музыкального продюсера Куинси Джонса, который скончался в ноябре от рака поджелудочной. Далее на сцену выходит певица Куин Латифа с еще одной песней из мюзикла «Виз» Ease on Down the Road (Джонс продюсировал версию этой композиции, записанную для экранизации «Виза» 1978 года).

06:07 Лучшую музыку к фильму написал Дэниэл Блумберг («Бруталист»)! В ленте Брэди Корбета и правда выдающийся саундтрек, озаряющий всю картину, как только начинает звучать.

06:06 Марк Хэмилл выходит объявлять, кто получит статуэтку за лучший саундтрек (под музыку из «Звездных войн», разумеется).

06:05 Конан О’Брайен шутит, что у «Аноры» дела идут хорошо (уже два «Оскара»): видимо, американцы хотят видеть, как кто-то все-таки «дает отпор могущественному русскому».

05:57 Лучший международный фильм — бразильская политическая драма «Я все еще здесь». Другой результат вряд ли был возможен — картина также представлена в главной категории вечера.

05:56 А Пенелопа Крус сейчас расскажет, какой международный фильм был лучшим с точки зрения академиков.

05:53 «Оскар» достается оператору «Бруталиста» Лу Кроули. Выиграла перевернутая Статуя Свободы!

05:51 Джо Элвин, Дейв Батиста, Уиллем Дефо, Зои Салдана и Альба Рорвахер выходят на сцену. Лучшая операторская работа.

05:49 Еще семь «Оскаров»! Кажется, до 6 часов не закончим…

05:40 Морган Фримен произносит речь в память о Джине Хэкмене, которого недавно обнаружили мертвым в своем доме — вместе с его женой, пианисткой Бетси Аракавой, и их собакой. Начинается траурный сегмент, посвященный артистам, которых мы потеряли за прошедший год.

05:38 Лучший игровой короткометражный фильм — «Я не робот», комедийный триллер про девушку, которая несколько раз ломается на прохождении капчи и начинает подозревать, что она робот. Я ставил на «Человека, который не мог молчать», который выиграл в Каннах, но в целом «Я не робот» — не худший вариант в этой категории.

05:36 Ана де Армас и Стерлинг К. Браун готовятся объявить обладателя «Оскара» за лучшую игровую короткометражку.

05:30 Сразу еще один «Оскар» второй «Дюне» — лучшие визуальные эффекты. Тут было без вариантов: ЧЕРВИ!

05:27 Звук — «Дюна: Часть вторая». Пока получился самый смешной момент: высказаться дали только одному из четверки победителей, когда Ричард Кинг подошел к микрофону, сразу пустили музыку. Я сначала подумал даже, это очередной прикол.

05:26 Майли Сайрус и Майлз Теллер вот-вот сообщат, у кого был лучший звук.

05:23 На сцену выходят пожарные, которые боролись со страшными пожарами в Лос-Анджелесе в начале этого года. Зал разражается овациями. Конан О’Брайен просит их прочитать с суфлера особенно жесткие шутки — например, про людей, потерявших свои дома (то есть продюсеров второго «Джокера»).

05:13 А лучшая полнометражная документалка — «Нет другой земли», фильм палестинского активиста Базеля Адры, который годами снимал, как дома его соотечественников на Западном береге беспрерывно сносят израильские военные. Адра говорит, что два месяца назад стал отцом и надеется, что его дочери не придется жить так же, как он. Израильский журналист Юваль Абрахам, участвовавший в работе над фильмом, призывает к миру между Израилем и Палестиной.

05:11 Короткометражный док — «Единственная девушка в оркестре», трогательный портрет бывшей контрабасистки Нью-Йоркского филармонического оркестра Орин О’Брайен, снятый ее племянницей с влюбленными глазами.

05:10 Селена Гомес и Сэмюэл Л. Джексон объявляют лучший короткометражный документальный фильм.

05:08 Конан О’Брайен возвращается и говорит, что прошла половина церемонии, а значит, пора на сцену подняться Кендрику Ламару и обозвать Дрейка педофилом.

05:01 Лучшая песня — El Mal из «Эмилии Перес». Возможно, влияние скандала вокруг фильма все же переоценили. Жаль (он ужасный).

04:58 Внезапно под звуки Sympathy for the Devil выходит лидер The Rolling Stones Мик Джаггер. Будет объявлять «Лучшую песню»! Шутит, что организаторы хотели позвать Боба Дилана, но тот отказался и сказал найти кого-то помоложе.

04:57 Нэйтан Краули и Ли Сандалес благодарят режиссера Джона М. Чу, продюсера Марка Платта, своих супругов и остальных.

04:55 Стиллер швыряет конверт на сцену, а затем самостоятельно вылезает из ямы. Худпост — «Злая»!

04:54 На сцену поднимается (буквально, на платформе) Бен Стиллер — но не сразу, она несколько раз останавливается, а затем и вовсе едет обратно. Это, как можно догадаться, пришли за лучшими художниками-постановщиками.

04:53 Звучит заветное: «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?» Это ролик «Субстанции».

04:50 Осталось (якобы) чуть больше часа, а еще нужно вручить 14 «Оскаров»! А О’Брайен в начале обещал не тянуть время…

04:47 Салдана с гордостью говорит о своем иммигрантском происхождении и отмечает, что она первая актриса доминиканского происхождения, взявшая награду в этой категории.

04:44 Лучшая актриса второго плана — Зои Салдана, сыгравшая в «Эмилии Перес». Даже безотносительно всеобъемлющей оскорбительности этой картины — мда… Есть подозрение, что многие академики просто не досмотрели «Бруталиста» до Фелисити Джонс, которая появляется во второй половине ленты, после антракта.

04:43 Его сменяет Давайн Джой Рэндольф, которая сейчас назовет лучшую актрису второго плана.

04:42 На сцену вновь поднимается Шон Бейкер (он, как водится, сам монтировал «Анору») и шутит, что спас картину на монтажном столе, а режиссера этого фильма нельзя больше пускать на съемочную площадку. Всех благодарит, в том числе своего пса, который делал «хорошие замечания».

04:41 Лучший монтаж — «Анора»! ПЛИИИЗ СТООООП СКРИИИИМИИИИНГ, как говорит в фильме Юра Борисов.

04:40 Звезда второй части «Убить Билла» Дэрил Ханна выходит объявлять «Лучший монтаж». Свою речь она начинает с лозунга в поддержку Украины.

04:38 Еще один скетч: устали стримить фильмы, не вставая с дивана? Приходите в специальное здание, предназначенное только для этого.

04:30 Doja Cat, конечно, Diamonds Are Forever провалила… Очень плохое исполнение.

04:28 А вот и трио молодых исполнительниц: участница Blackpink Лиса, Doja Cat и Raye. Вместо совместного трека Born Again из третьего сезона «Белого лотоса», который сейчас идет на HBO (там тоже имеется свой лысый россиянин Юра — только не Борисов, а Колокольников), они (каждая по очереди) поют Live and Let Die, Diamonds Are Forever и Skyfall.

04:27 После эффектной нарезки кадров из бондианы нам показывают сцену, там звезда «Субстанции» Маргарет Коулли танцует в красном платье в окружении мужчин в смокингах.

04:26 Хэлли Берри выходит объявить еще один номер вечера — трибьют фильмам о Джеймсе Бонде, дань уважения многолетним продюсерам франшизы Барбаре Брокколи и Майклу Дж. Уилсону. Момент, очевидно, задуман как торжественный, но выходит скорее печальный: в конце февраля стало известно, что Брокколи и Уилсон все-таки передали бондиану под контроль компании Amazon, о чем О’Брайен упоминал в начале церемонии. Вряд ли это сулит что-то хорошее.

04:23 Пьер-Оливье Персен, Стефани Гийон и Мэрилин Скарселли быстренько всех благодарят и уходят со сцены. Так бы всегда!

04:22 Лучший грим и прически — «Субстанция»! Круто! Действительно одна из сильнейших сторон фильма.

04:20 Скарлетт Йоханссон и Джун Скуибб будут объявлять «Лучший грим и прически». Последняя шутит, что ее сейчас играет Билл Скарсгард из «Носферату», а настоящая Скуибб сейчас дома. Йоханссон признается, что она на самом деле Энди Серкис.

04:13 Лучший адаптированный сценарий — Питер Строхан за «Конклав», написанный по мотивам одноименного романа Роберта Харриса. Вполне достойный выбор, хотя, конечно, немного обидно за потрясающую тюремную драму «Синг-Синг». У нее еще есть шанс взять «Оскар» за песню — и совсем крошечный шанс на приз за лучшую мужскую роль (но там Колман Доминго, скорее всего, уступит Эдриену Броуди из «Бруталиста»).

04:10 Режиссер и сценарист благодарит актеров, которые «подняли [на другой уровень]» все, что он написал. А также сообщество секс-работников, с которыми он «делит эту награду».

04:09 По пути на сцену Бейкер обнимает Юру Борисова.

04:08 Лучший оригинальный сценарий — Шон Бейкер за «Анору»!

04:07 Очередная юмористическая сценка: Ник Офферман (его голос сегодня вечером дает все объявления) без конца перебивает О’Брайена замечаниями про то, что он впервые ведет такое крупное мероприятие.

03:59 Пол Тэйзуэлл берет статуэтки и с волнением напоминает, что стал первым темнокожим, получившим награду в этой категории.

03:58 Костюмы — «Злая»! Тут, конечно, ожидаемо.

03:56 Лили-Роуз Депп, Эль Фэннинг, Конни Нильсен, Джон Литгоу и Боуэн Янг выходят объявлять лучший дизайн костюмов (на этот раз действительно его).

03:54 Конан О’Брайен приветствует зрителей из других стран — по-испански, по-индийски и по-китайски (китайцам он сообщает, что весь в долгах и просится сниматься).

03:46 Режиссеры Хоссейн Молаеми и Ширин Сохани признаются, что их самолет только три часа назад приземлился в Лос-Анджелесе. Очень мило нервничают и сбиваются, передают друг другу телефон с написанной речью.

03:45 Как мы и предсказывали — «В тени кипариса»!

03:44 Не отходя от кассы — анимационный коротыш.

03:43 Режиссер Гинтс Зилбалодис благодарит маму с папой и кошек с собакой. Нет, это просто что-то в глаз попало…

03:42 «ПОТОК»!!! Первый «Оскар» в истории Латвии!

Абсолютно заслуженная победа. Проникновенная бездиалоговая притча о милом котике и других животных, которые оказываются в одной лодке во время всемирного потопа, — и одновременно виртуозный сурвайвал-триллер пополам с фильмом-катастрофой.

03:41 Галя, у нас отмена! Речь про лучший полнометражный анимационный фильм!

03:40 Показывают коротенький фильм о фильме «Боб Дилан: Никому не известный». Сразу после этого на сцену поднимаются Эндрю Гарфилд и Голди Хоун. Сейчас сообщат, у кого был лучший дизайн костюмов.

03:31 Калкин говорит, что сам не знает, как тут оказался, — он просто всю жизнь играл. Благодарит всех, в том числе режиссера «Настоящей боли» и его партнера по кадру в этом фильме Джесси Айзенберга, а также жену Джаз Чартон.

03:31 Первый «Оскар» вечера уходит Кирану Калкину за роль в «Настоящей боли»! Юра, прости…

03:28 Исторический момент: Роберт Дауни — младший выходит на сцену объявлять победителя в категории «Лучшая мужская роль второго плана» и первым делом обращается к Юре Борисову. Говорит, у него большое будущее!

03:25 О’Брайен исполняет музыкальный номер, в котором обещает не тратить время. Задействованы песчаный червь из «Дюны», играющий на рояле, и крутящий сальто Дэдпул.

03:23 Кринжовая сценка с участием Адама Сэндлера, который, в отличие от остальных гостей церемонии, одет в толстовку и шорты, — по этому поводу его отчитывает О’Брайен. Это такой странный подкол по следам катастрофической встречи Дональда Трампа с Владимиром Зеленским?

03:20 О’Брайен грозится, что в случае затягивания выступлений операторы будут переключаться с победителей на сидящего в зале Джона Литгоу, имеющего «слегка разочарованный» вид.

03:17 Хорошие новости: при организации церемонии не использовался искусственный интеллект — только детский труд!

03:15 Открывающий монолог преимущественно состоит из дежурных подколов в адрес картин, номинированных на «Лучший фильм». Среди ярких моментов — панч в адрес звезды «Эмилии Перес» Карлы Софии Гаскон: по количеству ругательств с ней соревнуется «Анора».

03:11 Выходит ведущий вечера Конан О’Брайен (только что вылезший из расщелины в спине героини Деми Мур из «Субстанции»).

03:07 По регламенту песни из «Злой» не могут, разумеется, претендовать на «Оскар», поскольку были написаны больше 20 лет назад для оригинальной бродвейской постановки 2003 года. Зато у исполнительниц все хорошо: Эриво претендует на статуэтку за лучшую женскую роль, Гранде — за женскую роль второго плана.

03:06 Затем Эриво и Гранде вместе исполняют центральный номер из «Злой» — Defying Gravity.

03:04 Ее сменяет партнерша по «Злой» Синтия Эриво. Она поет Home Дайаны Росс из еще одного мюзикла по «Волшебнику страны Оз» — «Виза» 1974 года.

03:03 На сцене — звезда «Злой» Ариана Гранде с номером Somewhere Over the Rainbow из того же «Волшебника».

03:01 Церемония начинается с нарезки кадров с Лос-Анджелесом из разных фильмов — в начале этого года город сильно пострадал от пожаров. Звучит фраза из «Волшебника страны Оз»: «Нет места лучше дома».

03:00 Поехали!

02:50 Пока церемония не началась, вспомним все, что мы писали про фильмы, участвующие в этой «оскаровской гонке»: про «Анору», про «Конклав», про «Субстанцию», про «Злую: Сказку о ведьме Запада», про «Ученика. Восхождение Трампа», про «Носферату», про «Гладитора 2» и про «Быть лучше: Историю Робби Уильямса». Ленты «Дюна: Часть вторая», «Конклав», «Семя священного инжира», «Дикий робот», «Другой человек» вошли в число лучших фильмов 2024 года по версии «Газеты.Ru». А здесь мы рассказывали про все десять полнометражных и короткометражных мультфильмов, номинированных на «Оскар-2025».

02:47 С главной интригой для наших широт — «Оскаром» Юре Борисову за роль в «Аноре» — разберемся уже совсем скоро: первую статуэтку сегодня будут вручать как раз актеру второго плана. Формально Борисов — первый гражданин России, номинированный на премию Американской киноакадемии. Шансы у него при этом небольшие. Но дело тут исключительно в давным-давно нормализованном мухлеже с категориями. Сосед Борисова по номинации «Лучшая мужская роль второго плана» — Киран Калкин, сыгравший в комедийной драме «Настоящая боль». Звезда сериала «Наследники» изобразил в ленте одного из двоюродных братьев-евреев, отправляющихся в мемориальный тур по Польше, откуда родом их покойная бабушка. Этот фильм начинается и заканчивается крупным планом лица Калкина, который примерно поровну делит экранное время с режиссером и актером Джесси Айзенбергом. Совершенно очевидно, что в действительности роль у него главная, и на фоне всамделишных выступлений второго плана она смотрится, разумеется, гораздо объемнее и внушительнее.

02:45 Лидер по числу номинаций в этом году — мюзикл «Эмилия Перес» про мексиканского наркобарона, который после совершения трансперехода пытается замаливать грехи перед соотечественниками. Лента представлена в 13 категориях (это рекорд для неанглоязычного кино). Судьба этой сомнительной картины, кажется, уже решена: если гнев мексиканцев и ЛГБТ-активистов («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим, запрещено на территории РФ) ее репутации не слишком повредил, то всплывшие оскорбительные твиты звезды фильма Карлы Софии Гаскон и дикие высказывания режиссера Жака Одиара, кажется, все-таки поставили на ней крест. Впрочем, это не помешало ей выиграть несколько престижных наград в течение сезона, так что совсем списывать ее со счетов, пожалуй, не стоит.

02:40 По десятке статуэток маячит перед двумя картинами: экранизацией мюзикла «Злая» по мотивам «Волшебника страны Оз» и эпической драмой «Бруталист» про еврейского архитектора, который после Второй мировой приезжает из Венгрии в США искать лучшей жизни. Хайп вокруг «Злой» достаточно быстро стих, у «Бруталиста» немилосердный хронометраж 3,5 часа — уже известно, что его посмотрели не все голосующие академики (там в целом не слишком серьезно подходят к делу, не то что мы с вами).

02:37 В последнее время, по ощущениям, вперед вырвалась комедийная драма «Анора» о романе русскоговорящей стриптизерши и сына русского олигарха (шесть номинаций). Тем не менее по-прежнему высоки шансы у того же «Конклава». Он идет ноздря в ноздрю с байопиком «Боб Дилан: Никому не известный» (восемь), где великого музыканта сыграл Тимоти Шаламе.

02:35 Эта наградная гонка достаточно быстро превратилась в сюжет электорального триллера «Конклав» (он сегодня, к слову, представлен в восьми категориях). Из-за скандалов, разгоревшихся вокруг некоторых картин, а также из-за сильно разнящихся итогов премий профессиональных гильдий Голливуда железобетонного фаворита — своего «Оппенгеймера» — в текущем году не возникло.

02:30 Всем привет!

На связи кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков. Вместе со мной тут незримо присутствуют редактор отдела «Культура» Александр Обносов и бильдредактор Иоанн Ткаченко.

Сегодня будем следить за раздачей «Оскаров» и соревноваться в остроумии с ведущим церемонии Конаном О’Брайеном, который (к счастью) в этом году сменил дефолтного хоста Джимми Киммела. Самый захватывающий наградной сезон за последние годы вот-вот получит долгожданный финал! Церемония начнется в 3 часа по московскому времени и продлится до 6 утра.

21:00 Всем привет! В ночь на 3 марта по московскому времени в Лос-Анджелесе состоится очередная церемония вручения наград премии «Оскар». Впрочем, в этом году ее сложно назвать очередной — впервые в истории на награду в актерской номинации претендует россиянин, а именно Юра Борисов, звезда «Аноры». «Газета.Ru» будет следить за «Оскаром-2025» (в малейших подробностях) в текстовой онлайн-трансляции. Начало — в 02:30 мск.