Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что известно о человеке, купившем самую дорогую картину в миреПокупателем самой дорогой картины Леонардо Да Винчи "Спаситель мира" стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан Аль Сауд.
8 августа 2011, источник: РИА Новости, (новости источника)

Британцы высоко оценили пьесу о рискующих жизнью журналистах

ЛОНДОН, 8 авг — РИА Новости, Александр Смотров. Британская критика удостоила высоких оценок пьесу театральной группы Ice and Fire «Под запись» (On the Record), основанную на реальных историях о расследовательской журналистике в разных странах, включая работу корреспондентки «Новой газеты» Елены Костюченко, передает корреспондент РИА Новости.

Постановка, которая с конца июля идет на сцене лондонского театра Acola Theatre, переплела в себе истории шестерых независимых журналистов из разных стран, которые пытаются донести до аудитории правду в условиях, когда их безопасность находится под угрозой. Автором необычного спектакля в документально-драматическом жанре стала театральная труппа Ice and Fire.

В спектакле заняты известные британские актеры, за плечами у которых работы в театре, кино и на телевидении, включая художественные фильмы о Джеймсе Бонде и Шерлоке Холмсе, телесериал «Призраки» (Spooks) о работе Службы безопасности МИ-5, документальные драмы о тюрьме Гуантанамо и терактах 11 сентября.

Героями пьесы, чьи истории воплотили на сцене профессиональные актеры, стали братья Лал и Ласата Викраматунга из Шри-Ланки, которые посвятили жизнь борьбе с коррупцией и беззаконием на самом высоком государственном уровне; Лидия Качо из Мексики, прославившаяся разоблачением насилия над женщинами; Амира Хасс из Израиля, много лет пишущая о застарелом палестино-израильском конфликте; американец Зорая Миллер, чьи фотографии из Ирака подвергались военной цензуре США; а также россиянка Елена Костюченко, прославившаяся своими репортажами о защитниках Химкинского леса и о массовых убийствах в станице Кущевская, но наибольшую известность получившая в этом году после своей статьи «Почему я иду на гей-парад» и впоследствии избитая на этом мероприятии в Москве.

«Мы пытались найти ответы на вопросы, что такое правда, какова роль масс-медиа в обществе, как общество использует СМИ и как оно принимает реальность, создаваемую журналистами», — рассказал режиссер спектакля Майкл Лонгхерст.

За полтора часа на сцене разворачиваются эпизоды из реальной журналистской карьеры героев: взрыв на улице иракского города, по которому идет патрульная колонна американских военных в сопровождении журналистов, похищение и угрозы в адрес мексиканской журналистки, экскурсия по редакции «Новой газеты» с рассказами о трагической судьбе журналистов Анны Политковской, Юрия Щекочихина и Анастасии Бабуровой.

«Каждые два-три года кто-то из наших коллег погибает, и нас всех гнетет мысль, а кто будет следующим?» — говорит героиня Костюченко, которая при этом не собирается отказываться от своих расследований и помощи простым людям.

Израильтянку Амиру Хасс считают едва ли не врагом государства Израиль за то, что она позволяет себе усомниться в однозначности трактовок израильских газет в отношении действий правительства и армии.

«Почему, если речь идет об израильтянах, у нас пишут “проводят операцию”, а если о палестинцах, то “атакуют”?

Почему палестинцев “задерживают”, а израильтян “похищают”?», — задается вопросом журналистка. По ее словам, «стилистические клише опасны, но еще опаснее мыслительные клише», так глубоко укоренившиеся в умах многих ее соотечественников.

Сценаристы пьесы, Ноа Биркстед-Брин и Кристин Бэкон пояснили, что задачей пьесы было показать «общий портрет журналиста-расследователя, который коренным образом отличается от газетчиков, перерабатывающих пресс-релизы и готовую информацию».

Американский фотограф Зорая Миллер сетует на то, что в ходе иракской кампании журналисты вынуждены довольствоваться тем, что предлагают им военные, не имея возможности собирать другую информацию под предлогом защиты их же безопасности.

«Наверное, каждый военный фотограф мечтает сделать такой кадр, который остановил бы войну, но пока никому это не удалось», — констатирует в финале пьесы персонаж.

В рамках сезона спектаклей также запланированы дискуссии о работе современных журналистов, в которых примет участие сам фотограф Зорая Миллер.

Постановка «Под запись» стала четвертой для труппы Ice and Fire в серии «Права человека в драматическом искусстве». Работа над ней велась в тесном сотрудничестве с прототипами персонажей.

«Это документальная пьеса. Где-то два года назад к нам приехал один из авторов пьесы, и я проводила экскурсию по редакции, отвечала на какие-то вопросы. Он мне говорил, что собирается делать пьесу. Потом приехал еще один иностранный журналист, который интересуется тем, как работает “Новая газета”, — рассказала РИА Новости Елена Костюченко.

Она призналась, что рекомендовала авторам пьесы использовать истории других сотрудников, которые работают в издании дольше нее. “Но он сказал, что они хотели бы рассказ обо мне. После этого мы еще несколько раз разговаривали, я отвечала на его вопросы по телефону, по e-mail, потом мне показывали сценарий. Правда, в конечном варианте сценария есть несколько фактических ошибок, но уже не успели их исправить”, — отметила журналистка.

Она сообщила, что сама не успеет посмотреть пьесу в нынешнем сезоне. “У меня сейчас длительная командировка. Боюсь, что до 13 августа (окончание представлений в этом году) не успею посмотреть. Но ее, скорее всего, будут показывать еще, поэтому, может быть, увижу”, — заключила Костюченко.

Спектакль уже удостоился высоких рецензий практически от всех ведущих британских изданий. Газеты Times, Sunday Times, Financial Times и Evening Standard поставили ему по четыре “звездочки” из пяти возможных, что для независимой постановки на небольшой сцене является хорошим достижением.

“В то время, когда большая часть британской прессы оказалась вовлечена в преступления и коррупцию вместо того, чтобы их изобличать, данная пьеса является отрезвляющим и ободряющим напоминанием о том, что журналистика также может играть огромную позитивную роль”, — пишет в своей рецензии Financial Times.

В свою очередь, журнал Spectator называет пьесу “живым, дышащим произведением пропаганды в хорошем смысле,… которая не дает нам расслабиться и тихо, но настойчиво напоминает о том, что либеральная демократия не заложена в генетический код общества, а нуждается в обновлении для каждого нового поколения”.