Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 августа 2011, источник: РИА Новости

Сиднейская постановка «Дяди Вани» вызвала в США неоднозначную реакцию

ВАШИНГТОН, 10 авг — РИА Новости, Мария Табак. Чеховская пьеса «Дядя Ваня» в постановке австралийского театра Sydney Theatre Company со знаменитой Кейт Бланшетт в роли Елены Андреевны вызвала бурную, но неоднозначную реакцию у критики и зрителей.

Спектакль идет на сцене вашингтонского центра изобразительных искусств имени Джона Кеннеди.

«Сделанная Эндрю Аптоном адаптация пьесы немного осовременена, но без насилия. И благодаря режиссеру Тамашу Ашеру, она сохраняет напряжение и всплески юмора даже в самые статичные моменты. Я не уверен, был ли когда-нибудь Чехов так остроумен», — отмечает обозреватель газеты Baltimore Sun.

И действительно, публика во время спектакля так часто смеялась, что казалось, будто трагизм пьесы был для нее неочевиден.

«Эта пьеса глубоко и невероятно смешная», — считает обозреватель New York Times. Он признается, что бежал бы куда угодно от перспективы быть запертым с героями Чехова в одной комнате, но считает австралийского «Дядю Ваню» одним из счастливейших моментов своей карьеры театрального критика.

Действие пьесы авторы постановки перенесли то ли в 1920-е, то ли в 1950-е годы, в промежутках играет известная песенка «Разгорелся мой утюг», а герои пьесы — все без исключения, в том числе и Елена Андреевна — питают слабость к водке.

«Мне показалось, что тема водки была несколько утрированной. Сцена, в которой Елена и Соня вдвоем пьют, причем Елена — прямо из бутылки, выглядит несколько утрированной, Чехов гораздо тоньше и нежней», — посетовала в беседе с корреспондентом РИА Новости после спектакля зрительница из Москвы.

С ней заочно не соглашается критик Washington Post.

«В этом “Ване” есть множество моментов без разговора: слова не удаются этим несчастным людям, вот почему особенно хорошо здесь работают сцены распития водки. Водка — действительно магический эликсир русской скуки», — считает он.

Не будь подобных моментов, самый яркий из которых, наверное, — пьяный танец Астрова, Телегина и Войницкого, пьеса, возможно, показалась бы американцам скучной. А так — реакция совершенно другая.

«Если вы избегаете чеховских пьес, потому что считаете, что в них ничего не происходит, вы должны посмотреть “Дядю Ваню” в постановке Sydney Theatre Company. Действие там бурлит», — отмечает газета Washington Examiner.

«Нередко “Дядю Ваню” считают пьесой о провале и растраченных впустую жизнях. С юмором и свежим взглядом на чеховские характеры данная пьеса размывает это определение, предлагая более широкое и более тонкое определение. Эта постановка “Дяди Вани”- не о пессимизме и не об оптимизме, в ней нет хороших и плохих характеров, в ней люди и их поиск работы и жизни рассматривается без суждений, как и хотел Чехов», — к такому выводу приходит обозреватель Washington Examiner.

Особых похвал, как и ожидалось, удостоилась игра Кейт Бланшетт, два года назад поразившей Вашингтон в роли Бланш из «Трамвая “Желание”. Хотя гламурная красотка с яркой губной помадой, в узких обтягивающих платьях, периодически закладывающая за воротник, у российского зрителя, может быть, не слишком ассоциируется с чеховской 27-летней героиней, у американских критиков этот образ нареканий не вызвал.

“Привлекающая всеобщее внимание манерность Бланшетт сослужила ей здесь хорошую службу: ее Елена — звезда в поисках фильма”, — так определил игру актрисы обозреватель New York Post.

“Бланшетт, такая высокая и такая красивая — невероятное создание, ее игра настолько глубока, что ее присутствие заряжает сцену даже когда она не двигается. И весь гламур, который она привносит в убогую обстановку, делает очевидным то, что Елена также загнана в ловушку и нереализована, как и все остальные, благодаря сделанным ими выборам”, — вторит газета Baltimore Sun.

Восторга американских СМИ не разделяет британская Financial Times.

“Ни Бланшетт, ни эта постановка не трогают сердце так, как Бланш в „Трамвае Желание“, — подводит итог театральный критик издания.

Многие зрители сошлись на том, что лучшую роль в спектакле сыграла не Бланшетт, а Хэлли Макэлинни.

„Поначалу мне Соня совсем не понравилась, она показалась истеричной, но потом я поняла — она замечательная. При всем своем надрыве, безответной любви, разрушенных надеждах она умеет думать о других, в отличие от всех остальных героев пьесы. И поэтому финальная сцена и ее слова ‘Мы отдохнем!’ звучат действительно по-чеховски трагично“, — сказала собеседница РИА Новости.

Пьеса „Дядя Ваня“ будет идти в Кеннеди-центре до 27 августа.