Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 августа 2011, источник: АиФ Омск

У бессменного дирижера омского цирка — юбилей!

Это необычный, но самый настоящий профессиональный оркестр. Только вместо фраков — джинсы и футболки, а вместо Моцарта — Елена Ваенга.

Скучать здесь не приходится, впрочем, по-другому в цирке и быть не может.

В омский цирковой оркестр Сергей Ройз пришёл 32 года назад. В то время студент музыкального училища им. Шебалина и представить  не мог, насколько долгим окажется «роман» с новым местом работы. Сегодня Сергей Ройз — музыкант, главный дирижёр омского цирка, преподаватель университета и создатель одной из самых популярных групп нашего города, участники которой — его же студенты.

Как за 30 лет поменялось цирковое искусство и как за один вечер превратить оркестр в музыкальную группу? Об этом «АиФ в Омске» говорил с Сергеем Ройзом накануне его юбилея.

К звёздам — под «фанеру»

— Сергей, с таким внушительным стажем работы в цирковом оркестре напрашивается вопрос: цирк влюбляет в себя сразу и на всю жизнь?

— Во всяком случае цепляет он сразу. В 1979 году в цирковой оркестр понадобился музыкант. Я пришёл сюда и понял, что играю ту музыку, которая мне нравится. С тем коллективом, с которым комфортно работать. Самое главное ведь — твоё внутреннее состояние. А моей первой программой стал цирк Игоря Кио. Высший уровень — музыка, режиссура, трюки. Нужно было этому уровню соответствовать. Что касается «на всю жизнь», то время летит очень быстро. На моих глазах выросло уже второе поколение артистов. Недавно вот приезжали дрессировщики Багдасаровы из Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Так я их ещё маленькими помню. А сейчас они — взрослые люди со своим шоу.

— За эти десятилетия цирковое искусство сильно изменилось?

— Основное отличие в том, что мало кто из артистов хочет делать сложные трюки. Без страховки тем более на манеж не пойдут, да и по технике безопасности не положено. А я помню одного канатоходца, который после бурного отмечания Нового года на представление поехал… Хорошо, что упал удачно и не переломал себе все кости. Цирк сейчас — это шоу с яркими костюмами, музыкой, лазерами. Все номера смотрятся на одном дыхании. В номер столько сил вкладывают! Современный цирк больше ориентируется на образы. Ведь одно дело исполнить трюк, а другое — его продать. Это же не урок физкультуры. Поэтому на манеже всё должно быть живым и настоящим — и шоу, и музыка. И Елена Филипповна (Агафонова, директор омского цирка. — Ред.) за живое искусство.

— А если артисты отказываются от услуг оркестра? 

— Как говорят цирковые артисты, 50% их успеха зависит от нашей музыки. Оркестр создаёт настроение. Фонограмм в России сейчас действительно много, в отличие от Запада. Там люди идут смотреть на супершоу и знают, что по-другому не бывает. Фонограмма может добавлять в программу яркие краски. Например, я работал в Японии, и там в одном номере воздушные гимнасты изображали полёт к звёздам. Вот тут уже понадобился звук старта космического корабля. Как это живой музыкой передать?

Мелодия изнутри

— Понятно, что цирковой оркестр — не симфонический.  А если вас поставить за дирижёрский пульт в Органном зале — справитесь?

— Справлюсь. Я ведь после училища им. Шебалина отделение дирижирования в ОмГУ окончил. Здесь главное — техника и внутренний слух. Ты слышишь мелодию у себя в голове и должен показать её музыкантам при помощи жестов. Я знаком с Дмитрием Васильевым, дирижёром Омского симфонического оркестра. Недавно вместе работали на чемпионате мира по бальным танцам в «Арене-Омск». Его музыканты играли европейскую программу, мы — латину. Они более правильные, мы — хулиганы, джазмены и рокеры. У нас веселее.

— Вы давно уже преподаёте в ОмГУ и колледже культуры и искусств. Это желание поделиться опытом?

— Ну надо же чем-то заниматься (смеётся). Да и приятно видеть результаты своей деятельности. На днях мне позвонил мой студент Влад Шевелёв и сообщил, что поступил в Ростовскую консерваторию. Там на отделении гитары три бюджетных места! Люди из столицы сюда учиться приезжают. Как педагогу мне приятно. К тому же, когда я учился в Шебалинке, у нас не было отделения гитары. Директор училища тогда говорил, что ресторанные музыканты ему не нужны. Я поступал на отделение русской домры. Не инструмент, а «поварёшка», хотя в плане техники он дал мне очень многое.

— С такой занятостью собирать собственную музыкальную группу было рискованно?

— Группа «Bridge to you» появилась десять лет назад. В то время в цирке работы стало меньше, а желание быть востребованными никуда не делось. У нас большой коллектив — восемь человек. Нормальное живое звучание.К сожалению, этот пласт музыки исчезает. Сейчас как происходит — нажал кнопку на компьютере — и ты ди­джей, музыкант. Программа всё за тебя сделает. Но ведь эта музыка будет не от сердца. Представляешь, журналисты бы так материалы писали? Сложно вообще объяснить, как происходит процесс написания музыки, книг… Откуда всё это в голове берётся?! Неизвестно.

Стираем границы

— Ваш коллектив состоит из ваших же студентов. Талантов сразу видите?

— Иногда талантливому человеку достаточно улыбнуться и сказать несколько слов, чтобы все вокруг поняли, что он особенный. Студенты бывают способные, а бывают одарённые. И всем им нужно помогать развиваться независимо от состояния кошелька родителей. Пусть у парня гитара за три копейки, но как она в его руках звучит!

— Вы часто выступаете с концертами в ресторанах. Ресторанная музыка — тоже искусство? Публика ведь на кого попало не пойдёт.

— На нас ходят. В омском джаз-кафе мы выступаем уже пять лет. Играем разную музыку. Днём в цирке — синтез русских мотивов и хорошего современного джаза и рока. Вечером в ресторанах нужно уметь сыграть музыку от Елены Ваенги до Леди Гаги. И это удивительное ощущение, когда за один вечер в ресторане стираются границы между менеджерами среднего звена, юристами и врачами. И самое приятное, что мы имеем к этому непосредственное отношение.

Досье

Сергей РОЙЗ, главный дирижёр омского цирка. Родился 21 августа 1956 года в Томске. Окончил музыкальное училище им. Шебалина и ОмГУ им. Достоевского. С 1979 года работает в цирковом оркестре. В 1989 году занял должность главного дирижёра.