Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 августа 2011, источник: Вести.Ru

Художник-эпоха: в Петербурге проходит выставка работ Анатолия Яр-Кравченко

В Санкт-Петербурге отметили 100-летие со дня рождения советского графика-портретиста Анатолия Яр-Кравченко. Он оставил более тысячи живописных полотен и рисунков. В середине прошлого века их печатали на страницах учебников, открытках, почтовых конвертах.

Его портреты знакомы каждому представителю старшего поколения. Поэты и военные, герои Советского Союза и партийные руководители в середине прошлого века расходились миллионными тиражами.

Работы Анатолия Яр-Кравченко печатали на страницах школьных учебников, открытках и почтовых конвертах. Он оставил более тысячи живописных полотен и рисунков. Многие, в основном это фронтовые наброски, были написаны в буквальном смысле на скорую руку.

«Когда рисовал лётчиков, получалось на работу то десять, то пятнадцать минут, и они улетали сражаться с немцами. Остальные типы рисования требовали воды, условий. А карандаш и бумага давали быстроту», — рассказывает сын художника Святослав Кравченко.

Блестящий рисовальщик — так говорят о нем коллеги. Из-под карандаша Анатолия Яр-Кравченко выходили удивительно живые, выразительные лица. Успех и широкую известность художнику принес первый большой цикл «Челюскинцы», изданный в виде альбома, посвященного участникам героической экспедиции. Еще одна, самая внушительная по объему серия работ была сделана во время войны — 560 зарисовок с фронта!

«Россия все-таки еще сохранилась в характерах этих людей, Россия подлинная. Сейчас она уже во многом изменилась, по крайней мере, внешне. А самое главное — это честность, ясность и открытость», — говорит Альберт Чаркин, заслуженный художник РФ, руководитель Союза художников Санкт-Петербурга.

Организатором этой юбилейной выставки стали близкие художника. Почти все картины — из семейных фондов. Его сын Святослав Кравченко, которому не единожды приходилось позировать для отца, отмечает, что у него была особая манера работы. Портретисту важно было разговорить человека, наладить личный контакт, даже когда его клиентами были очень непростые люди.

«Он обычно любил смотреть, как человек работает. И что-нибудь рассказывает. А Сталин читал бумаги и подписывал. И он говорит отцу: а что это вы не рисуете?» – вспоминает Святослав Кравченко.

Сейчас все эти рисунки можно увидеть в частных коллекциях и в музеях. Портреты, выполненные художником, давно не переиздаются. Так что детям Анатолия Яр-Кравченко остается только рассказывать молодому поколению своей семьи, какую гордость они испытывали на уроках литературы, листая учебник с портретами Маяковского и Горького в исполнении их отца.