Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 августа 2011, источник: АиФ Омск, (новости источника)

Аргентинское танго под баян: Как омский музыкант превращает музыку в отдельную реальность

Исполнить на баяне джаз, рок или классику? Омский музыкант Сергей Чупахин с лёгкостью справится с любым заданием. Он – солист омской филармонии, один из самых известных в городе мастеров импровизации.

— Государство музыкантов не поддерживает, народные жанры часто остаются за бортом, — говорит Сергей Чупахин. – Но мы же русский народ! Это наше лицо. Да, рэп – это прекрасно. Но когда люди слушают только его, о какой культуре можно говорить?

Кто сейчас играет в Омске народную музыку, а кто ходит её слушать? Можно ли возродить любовь к исконно русским инструментам? Об этом «АиФ в Омске» беседовал с Сергеем Чупахиным, лауреатом международных конкурсов.

«Зубов» не хватает

— Сергей Анатольевич, на Ваших сольных концертах в органном зале Вы исполняете на баяне даже аргентинское танго. Такие импровизации для этого инструмента – вещь привычная?

— Импровизируют музыканты обычно на народные темы. Баян ведь где обычно используется? В народном хоре. Это хлеб любого баяниста. Но с головой уходить в народную музыку или в эстраду — неправильно. Я давно уже преподаю в ОмГУ им. Достоевского, и к нам на факультет часто поступают студенты с хорошей техникой исполнения. Но… кроме народной музыки сыграть ничего не могут. Скажем так, «прожевать» другой материал им трудно, «зубов» нужных нет. Какой же ты тогда профессионал, если не можешь сыграть на своём инструменте то, что он тебе позволяет?

Возможности баяна вообще не ограничены. Он появился чуть более ста лет назад, и за это время сильно усовершенствовался. Акустически это очень сильный инструмент. Но крутится он только в своём кругу слушателей и мало кто знает, что на баяне можно исполнить хоть джаз, хоть классику. В программе, прозвучавшей 7 августа, я исполнил целый ряд сочинений и импровизаций на популярные джазовые темы. Хотел этим привлечь внимание не только к своему творчеству, но и к богатым возможностям инструмента. Например, играю симфонию Баха, написанную для фортепьяно, органную музыку. Что касается танго на баяне – да, это непросто. Но вспомните, кем был Пьяцолла? Аргентинским баянистом. Только играл на инструменте, который называется бандонеон.

— И всё-таки танго народной музыкой не назовёшь. А кто сейчас вообще из молодёжи осознанно идёт в народники?

— В основном это семейная традиция. У меня так же было. Неизвестно, взял бы я в руки баян, если бы не отец. Получается, что у многих это не совсем сознательный выбор. Да и сложно это – освоить музыкальный инструмент. В детстве в футбол хочется играть, а не сидеть с нотами, в которые всю душу нужно вкладывать. Ведь материал композитора должен стать и твоим. Это как роль для актёра. Если ты в ней не будешь органично смотреться, зритель тебя не примет. Идеальная форма исполнения должна быть наполнена твоей энергией. Только в этом случае музыка превращается в отдельно созданную тобой реальность. А если это ещё и другим интересно, значит, это твой путь.

Танцующие баянисты

— Не секрет, что народная музыка со временем теряет популярность. Слушателя можно вернуть?

— За последние 20 лет слушатель, который ценил народную музыку, стал исчезать. Люди заняты только собой. А ещё заводы и производства позакрывали в своё время, инженеры на улице остались. О какой любви к музыке тут можно говорить, когда семью кормить нечем? СМИ к народникам сейчас относится прохладно, а зря. Существует же масса прекрасных исполнителей-баянистов, профессионалов, которые гастролируют в основном за рубежом, их не видит массовый слушатель. А забивание головы однородной музыкой оглупляет народ. Они же столько теряют! Эстрада бывает хорошего качества, но вкусовой ценз давно утерян. Кто платит, тот и заказывает музыку. Утеряна слушательская культура. Можно ли её восстановить? Через пропаганду. Передачи умные делать. Музыка не заканчивается на попсе.

— Вы попсу не слушаете?

— Слушаю. Нужно просто понять, что нет плохих жанров. Есть плохая и хорошая музыка. А к какому она жанру относится – не важно.

— Что касается различных передач, существует же «Играй, гармонь!». Чем не пропаганда народных инструментов?

— Я не люблю эту передачу и редко её смотрю. Потому что она искусственная. Вы покажите лучше, как этот музыкант у себя дома в деревне на печке играет. Это будет намного интереснее. А когда люди как на стадионе начинают громко петь… Я не знаю, как это можно воспринимать? Вот люди и переключают телевизор на другой канал. Передачи по своей подаче должны быть более лёгкими, а по содержанию – познавательными. «Играй, гармонь» вычурная, напоминает вечный праздник жизни. Танцующих баянистов я тоже не воспринимаю. Взяли бы они мой баян, который 17,5 кг. весит, я бы посмотрел на их танец!