
Для объективного измерения степени владения английским языком во всем мире используется Общеевропейская система уровней (CEFR). Как она устроена, какие навыки присущи каждому уровню (от A1 до C2), как определить свой и что нужно знать о сдаче международных экзаменов — IELTS, TOEFL и Cambridge — в России в 2025 году, разобралась «Газета.Ru».
Что такое система CEFR и для чего она нужна?
Система CEFR (Common European Framework of Reference for Languages) — это международный стандарт, разработанный Советом Европы в конце XX века, рассказал «Газете.Ru» преподаватель английского языка как иностранного с Кембриджским сертификатом CELTA, автор методики быстрого овладения разговорным английским Mr. Greg English Fest Олег Грега.
«Первые попытки определения порогового уровня, который необходим для успешной работы и учебы в европейских странах, были предприняты в 1975—1976 годах. Тогда определили пороговый уровень знания владения английским и французским языками. Затем Совет Европы в течение пары десятилетий разрабатывал [проект], и в 2001 году выпустил резолюцию с рекомендацией использовать шкалу CEFR», — рассказал он.
Благодаря CEFR преподаватели, работодатели и учебные заведения могут с легкостью сравнивать знания кандидатов, независимо от страны и методологии обучения.
Зачем придумали CEFR?
* Унификация оценки. До появления CEFR существовали разрозненные критерии оценки, и фраза «я знаю английский» могла означать разное. CEFR систематизирует языковые компетенции и делит их на шесть уровней — от начальных до уровня, близкого к родному языку.
* Прозрачность и объективность. Система подробно описывает, какие навыки должен иметь учащийся в областях аудирования, чтения, говорения и письма. Это помогает как студентам, так и преподавателям выстраивать эффективные программы обучения.
* Международное признание. Сертификаты, выданные по результатам тестирования, основанного на CEFR, признаны по всему миру — от вузов и колледжей до крупных корпораций и правительственных структур.
* Поддержка планирования обучения. CEFR помогает определить, сколько времени потребуется для достижения того или иного уровня, что особенно важно для самообразования и дистанционных курсов.
Что представляет собой каждый уровень английского языка по CEFR.
Согласно CEFR, владение языком делится на три основные группы: базовое (A), независимое (B) и свободное (C) владение, каждая из которых подразделяется на два уровня, объяснил Олег Грега.
A — базовое владение (Basic User).
A1 — начальный (Beginner).
На этом уровне ученик:
* Говорение: может приветствовать собеседника, представляться, задавать простые вопросы о личных данных (имя, возраст, место жительства) и отвечать на них. Например: «Меня зовут Иван. Я из Москвы. Мне 25 лет».
* Аудирование: способен понять короткие и четкие высказывания, если собеседник говорит медленно и ясно. Например, простые указания или просьбы: «Дай мне, пожалуйста, эту книгу».
* Чтение: читает короткие объявления, дорожные знаки, простые меню или записки, часто используя словарь или электронный переводчик.
* Письмо: умеет заполнить форму с личными данными, писать короткие сообщения.
A2 — элементарный (Elementary).
Уровень A2 подразумевает, что ученик уже может:
* Говорение: вести элементарный диалог в повседневных ситуациях (например, в магазине или кафе), рассказывать о себе, своей семье, хобби, задавать простые вопросы, например: «Где находится ближайшая аптека?».
* Аудирование: понимать простые сообщения, объявления и инструкции, относящиеся к бытовым ситуациям, например: «Если вы хотите заказать завтрак в номер, позвоните на ресепшен» и так далее.
* Чтение: читать короткие тексты, простые письма, объявления и информационные брошюры.
* Письмо: писать простые сообщения, короткие письма или записки, подписывать поздравительные открытки.
Обычно словарный запас на уровне А2 составляет ~около 1500−2000 слов~.
B — самостоятельное владение (Independent User).
B1 — пороговый (Threshold).
На уровне B1 учащийся уже может:
* Говорение: участвовать в диалогах на знакомые темы (работа, путешествия, отдых), рассказывать о своих впечатлениях, опыте и планах, а также задавать вопросы для уточнения информации.
* Аудирование: понимать основную идею разговоров и сообщений, слушать новости или подкасты на знакомые темы.
* Чтение: читать тексты средней сложности, такие как статьи, письма и инструкции, часто догадываясь о значении незнакомых слов по контексту.
* Письмо: Писать связные тексты, простые сочинения, электронные письма или резюме.
B2 — промежуточный (Upper-Intermediate).
На уровне B2 ученик способен:
* Говорение: участвовать в обсуждениях на разнообразные темы, выражать свое мнение, аргументировать позиции, вести более длительные и подробные беседы даже с носителями языка без существенных затруднений. На этом уровне человек также может понимать и использовать сленг.
* Аудирование: понимать содержание сложных текстов и разговоров, включая обсуждение специализированных тем.
* Чтение: читать сложные статьи, отчеты и тексты, относящиеся как к повседневным, так и к специализированным темам.
* Письмо: писать четкие и детальные тексты на широкий круг тем, структурировать аргументы, писать эссе и деловые письма.
B2 предполагает владение языком на уровне, позволяющем свободно общаться в профессиональной и социальной среде. А словарный запас на уровне В2 обычно составляет ~около 4000 слов~.
Сюда также попадают целевые ориентиры для ОГЭ и ЕГЭ, обратил внимание собеседник «Газеты.Ru». ОГЭ, по словам преподавателя, соответствует уровню A2, но высокая оценка по этому экзамену в девятом классе предполагает владение языком на уровне B1, тогда как ЕГЭ на уровне B2.
C — свободное владение (Proficient User).
C1 — продвинутый (Advanced).
На уровне C1 человек может:
* Говорение: говорить бегло, спонтанно и без усилий, участвовать в сложных дискуссиях, излагать свои мысли подробно и логично, адаптироваться к различным стилям общения.
* Аудирование: понимать широкий спектр сложных текстов, включая длинные лекции, дебаты и специализированные материалы, даже если они не структурированы явно.
* Чтение: чтение сложных текстов, в том числе академических, технических и художественных произведений, с полным пониманием как явных, так и скрытых смыслов.
* Письмо: писать структурированные, логичные и детальные тексты, такие как отчеты, эссе, статьи и деловую корреспонденцию, с корректным использованием языковых средств.
C2 — совершенный (Proficiency).
На уровне C2 владение языком почти на уровне носителя:
* Говорение: свободное, точное и спонтанное общение без заметных усилий, умение выражать тончайшие нюансы смысла в сложных и абстрактных темах.
* Аудирование: понимание любых устных сообщений, даже если они произносятся на высокой скорости или содержат региональные особенности (например, различные диалекты).
* Чтение: легкое понимание практически любого текста, независимо от его сложности или специализированной терминологии.
* Письмо: умение писать исчерпывающие, четко структурированные и стилистически правильные тексты на любую тему, передавая сложные идеи и нюансы с высокой точностью.
Словарный запас на уровне С2 обычно составляет ~от 6000 слов~.
Как определить свой уровень английского языка.
Самостоятельное тестирование.
Существует множество бесплатных онлайн-тестов, которые помогут оценить навыки аудирования, чтения, письма и говорения. Такие тесты часто используют адаптированные задания по шкале CEFR.
Стандартизированные экзамены.
Наиболее популярные международные тесты позволяют официально подтвердить уровень владения английским:
* IELTS.
Страна происхождения. Великобритания (разработан Британским советом, IDP и IELTS Australia).
✏️Назначение. Поступление в вузы, иммиграция, трудоустройство.
?Формат. Бумажный или компьютерный тест, включает аудирование, чтение, письмо и говорение; оценка по шкале от 0 до 9.
«Международная система оценки IELTS используется в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этой системе уровень B1 соответствует 4−5 баллам, B2 — 5−6, а C1 — 7 баллам. Для успешного переезда в иностранное государство желательно иметь уровень не ниже 6,5 (уверенный B2), что в принципе может быть достигнуто в российских школах», — отметил Олег Грега.
* TOEFL.
Страна происхождения. США (разработан Educational Testing Service, ETS).
✏️Назначение. Поступление в американские и другие зарубежные вузы.
?Формат. Тест проводится онлайн (TOEFL iBT) или в специальных центрах; оценка по шкале от 0 до 120.
* Cambridge Exams.
Страна происхождения. Великобритания (разработка Кембриджского университета).
✏️Назначение. Подтверждение уровня владения английским для учебы и работы.
?Форматы. Набор экзаменов, соответствующих различным уровням CEFR (например, A2 Key, B1 Preliminary, B2 First, C1 Advanced, C2 Proficiency).
Можно ли сдать IELTS, TOEFL и Cambridge в России в 2025 году?
Актуальные данные на 2025 год показывают, что сдача международных экзаменов в России имеет свои нюансы, связанные с текущими организационными и платежными условиями.
IELTS.
На данный момент экзамен IELTS ~не проводится в России~.
TOEFL.
Экзамен ~TOEFL можно сдать онлайн в России~, но с определенными условиями:
* Формат. TOEFL iBT проводится через компьютер, и тестирование организовано с помощью веб-камеры и микрофона.
Cambridge Exams.
Официальные экзамены Cambridge (например, B2 First, C1 Advanced, C2 Proficiency) ~не проводятся в России в очном формате~.
* Причина. Лицензированные экзаменационные центры Кембриджа временно приостановили свою деятельность на территории России.