«Зовущая на подвиги»: монумент «Родина-мать» — как строили символ Сталинграда

На вершине Мамаева кургана, над городом-героем Волгоградом, как символ несгибаемого духа народа стоит монумент Родина-мать зовет! . Это не просто памятник это крик истории, застывший в бетоне и стали. А еще настоящий инженерный подвиг для его создателей. Он посвящен героической Сталинградской битве величайшему сражению Великой Отечественной войны, определившему исход борьбы за свободу. Кто воплотил облик той, что зовет своих сыновей на подвиг, и как появился образ Родины-матери в материале URA.RU.

Идея создания монумента возникла в 1950-х годах.

На вершине Мамаева кургана, над городом-героем Волгоградом, как символ несгибаемого духа народа стоит монумент «Родина-мать зовет!». Это не просто памятник — это крик истории, застывший в бетоне и стали. А еще — настоящий инженерный подвиг для его создателей. Он посвящен героической Сталинградской битве — величайшему сражению Великой Отечественной войны, определившему исход борьбы за свободу. Кто воплотил облик той, что зовет своих сыновей на подвиг, и как появился образ «Родины-матери» — в материале URA.RU.

Живая аллегория Родины.

Реализовать идею решился инженер Николай НикитинФото: Автор неизвестен/wikipedia.org/Общественное достояние.

Идея создания грандиозного мемориального комплекса на Мамаевом кургане возникла в 1950-х годах. Авторами проекта стали выдающийся советский скульптор Евгений Вучетич и главный инженер Николай Никитин — человек, работавший также над проектом Останкинской телебашни. Их цель была амбициозна: не просто построить памятник, а создать живую аллегорию Родины, которая зовет своих детей в бой — не из мести, а ради защиты земли, чести и будущего.

Бетон против бронзы.

Масштабы задуманного диктовали не только форму, но и материал. Бронза или камень? При таких размерах они были бы неподъемны не только физически, но и финансово.

Скульптор Вучетич (на фото справа) общается с Фиделем КастроФото: Александр Смирнов/РИА Новости.

Тогда Вучетич предложил смелое, почти дерзкое решение — сделать памятник из цемента. Это вызвало сопротивление на всех уровнях: цемент казался недостойным, временным, непрочным. Но скульптор был убежден в своем выборе — и лично добился поддержки Никиты Хрущева. Так скульптура, в которую сперва никто не верил, обрела шанс на жизнь.

Гении конструкций.

Но идея — это лишь полдела. Нужна была и инженерная гениальность, чтобы столь гигантская фигура могла стоять. Вучетич обратился к человеку, которому доверял — выдающемуся инженеру Николаю Никитину. Именно он тогда трудился над проектом Останкинской телебашни — другого символа инженерного чуда эпохи.

Никитин использовал уникальное решение: внутренняя конструкция монумента выполнена из преднапряженного железобетона, сжатого металлическими канатами. Памятник не закреплен к земле болтами или сваями — он держится исключительно за счет собственной тяжести, стоя на относительно небольшом основании. Внутри он — полый, но мощный. Его вес — около восьми тысяч тонн. Меч, словно продолжение правды, которую говорит Родина, весит сам по себе 14 тонн.

Образ «Матери».

Образ Матери-Родины имеет глубокие корни. Еще в древности землю нередко олицетворяли как женщину-мать — щедрую, любящую, но в то же время строгую и требующую уважения. Во времена Великой Отечественной войны этот образ приобрел особое звучание. В советской пропаганде Мать-Родина становилась символом героизма, призыва к борьбе и самоотверженности. На известных плакатах 1941 года женщина с поднятой рукой и с листом военной присяги в другой — призывает народ встать на защиту Отчизны. Этот образ лег в основу будущих скульптур и памятников.

Именно с нее скульптор делал эскизы лица Родины-матери скульптор сделал, вдохновившись образом простой жительницы ВолгоградаФото: Кирилл Брага/РИА Новости.

Когда скульптор Евгений Вучетич начал работать над памятником «Родина-мать зовет!», он стремился не просто передать черты женщины, а создать воплощение духа народа — грозного, прекрасного, зовущего к подвигу. Для этого он искал натуру — живого человека, с которого можно было бы писать черты. Такой женщиной стала Валентина Изотова, жительница Волгограда, обычная работница городской столовой. У нее было благородное лицо, гордая осанка и внутреннее достоинство, которое покорило Вучетича. Именно с нее скульптор делал эскизы лица Родины-матери. При этом фигура создавалась собирательной — в ней чувствуется и античная скульптура, и черты плакатного стиля, и динамика революционной энергии.

Валентина Изотова позже рассказывала, как сидела по нескольку часов в студии, пока скульптор лепил. Она не считала себя героиней, говорила, что просто делала то, о чем просили. Но благодаря ей облик Родины-матери обрел реальные, живые черты.

Ход строительства.

Строительство началось в 1959 году и продолжалось восемь лет. Работы велись на месте, где шли самые ожесточенные бои во время Сталинградской битвы. Почва была пропитана кровью героев, и это придавало особый, почти священный смысл каждому залитому кубометру бетона.

Строительство монумента началось в 1959 годуФото: Василий Малышев/РИА Новости.

Монумент состоит из 5 500 тонн бетона и 2 400 тонн металла. Высота скульптуры с мечом достигает 85 метров, а сама фигура женщины — 52 метра. Чтобы удержать статую в равновесии, внутри заложена сложная система из натянутых стальных канатов. Это было настоящим инженерным прорывом своего времени.

Меч — один из сложных элементов конструкцииФото: Владимир Жабриков © URA.RU.

Меч — один из самых сложных элементов конструкции. Изначально он был изготовлен из нержавеющей стали и имел титановую обшивку, но из-за колебаний ветра его пришлось укреплять и переработать. Но статуя сохранила свой грозный и вдохновляющий облик: Мать-Родина с мечом в руке словно зовет — не покоряться, не забывать, не предавать.

Монумент, поднявший меч над историей.

Поначалу высота статуи должна была быть скромнее — всего 36 метров. Но времена Хрущева диктовали свои амбициозные правила: страна стремилась не только догнать, но и перегнать Америку во всем — даже в небесах. Именно тогда было принято решение: монумент «Родина-мать зовет!» должен превзойти по высоте знаменитую Статую Свободы в Нью-Йорке, чей рост вместе с пьедесталом составляет 46 метров.

Монумент «Родина-мать» внесен в Книгу рекордов ГиннессаФото: Инфографика URA.RU.

Так цифры начали расти, как сама идея. В результате скульптура вознеслась на высоту в 52 метра, а с мечом — на целых 85. Если считать вместе с постаментом, то и вовсе 87 метров. Это был абсолютный рекорд — памятник был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий монумент в мире. Пусть сегодня он занимает одиннадцатое место, уступая, к примеру, индийской статуе Единства (внушительные 182 метра без постамента), но его символическая высота не подвластна смене списков.

Открытие и значение.

15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие монумента. Это событие собрало тысячи людей: ветеранов, строителей, школьников, жителей Волгограда. Люди плакали, глядя на статую, ведь в ней было столько силы, боли и памяти.

Торжественное открытие монумента состоялось в 1967 годуФото: Юрий Евсюков/РИА Новости.

С тех пор монумент стал сердцем мемориального комплекса на Мамаевом кургане, в который также вошли Зал Воинской Славы, Вечный огонь и скульптурная группа «Скорбящая мать». «Родина-мать зовет!» долгое время оставалась самой высокой статуей в мире — и до сих пор остается крупнейшей в Европе.

Меч, который не дрогнул.

По замыслу Вучетича, монумент в Сталинграде был не единственным. Это — центральная часть большого триптиха, объединенного образом меча: в Магнитогорске его куют («Тыл — фронту»), в Волгограде — поднимают в бой («Родина-мать зовет!»), а в Берлине — опускают, разя врага («Воин-освободитель» в Трептов-парке). Это сквозной образ борьбы и победы, закаленный в стали и истории.

Первоначально меч был обшит титановыми листами. Однако уже через два года выяснилось: под действием ветра он ведет себя как крыло самолета — опасно вибрирует и может разрушиться. В 1972 году была проведена замена: новый меч изготовили из нержавеющей стали, снабдили виброгасителями и отверстиями — тонкими инженерными приемами, благодаря которым он «дышит» ветром, не ломаясь. Если подойти ближе, можно заметить на лезвии крошечные отверстия — незаметные глазу, но жизненно важные для всей конструкции.

Монумент «Родина-мать» — образ не просто войны, а всей РоссииФото: Кирилл Брага/РИА Новости.

Сегодня образ Родины-матери — это не просто символ войны, это образ самой России: сильной, великой, пережившей страдания, но не сломленной. Он напоминает нам о том, как дорого дался мир, и что долг каждого из нас — сохранить его, не забывая прошлого. Монумент «Родина-мать зовет!» — это не просто произведение искусства или инженерная победа. Это голос истории, зовущий нас помнить подвиг предков, их страдания, победу и цену, которую они заплатили. Пока эта статуя возвышается над Волгой, жива и память о тех, кто не вернулся с поля боя, но подарил нам мирное небо. И мы не смеем забывать.