Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 августа 2011, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Илья Попов: Авторское кино всегда будет требовать субсидий

«Если в случае авторского кино для оценки результата важны победы на фестивалях, а также мнение профессионального сообщества, то на уровне популярного кино главный фактор – реакция зрителей, их любовь к персонажам», — объяснил в интервью газете ВЗГЛЯД основную разницу в подходах к выделению субсидий разным анимационным фильмам Илья Попов.

Одним из заметных отраслевых начинаний, последовавших за встречей премьер-министра РФ Владимира Путина с российскими аниматорами, стал конкурс на производство национальных анимационных фильмов, объявленный Фондом кино по поручению правительства. Через несколько дней должен завершиться сбор заявок, оценкой и отбором которых займутся экспертный совет Министерства культуры и созданная при Фонде кино рабочая группа по проектам фильмов для детей и юношества.

О том, как и по каким принципам будет проводиться экспертиза, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель этой рабочей группы Илья Попов, продюсер популярного анимационного сериала «Смешарики».

ВЗГЛЯД: Илья, какие критерии предполагается учитывать при отборе анимационных проектов в рамках конкурса?

Илья Попов: Все проекты будут разделены на две базовые категории – авторское и зрительское кино. В случае авторского кино в первую очередь оценивается художественный потенциал, и делать это должны те эксперты, которые сами являются представителями творческих коллективов.

Отдельная категория – это дебюты. По ним пока даже нет выработанной позиции, тут речь идет, скорее, о моем частном мнении. Я уверен, что ответственность за работы дебютантов должны нести не только они сами, но и их художественные руководители. Другое дело – мэтры, которых у нас всего несколько и которые не могут реализовать многие свои проекты из-за недостатка финансирования. Если их заявки будут поддержаны, это будет замечательно, но опять же — отбором должны заниматься компетентные люди, то есть, по сути, такие же авторы.

Что же касается зрительского кино, которое сейчас называют коммерческим и которое идет в большей степени не от видения автора, а от запросов аудитории, то здесь все немного по-другому. Обычно это либо полнометражные фильмы, либо анимационные сериалы. С одной стороны, все понимают, что такие проекты – важный элемент становления всей отрасли, с другой, – ключевым моментом здесь является то, насколько проект способен к самостоятельному развитию.

ВЗГЛЯД: То есть в зрительском кино все особенно заинтересованы, но при этом оценивать его планируется более жестко и прагматично?

И.П.: На сегодняшний день некоторые экспертные механизмы еще не выработаны, но я считаю, что стартовым проектам, имеющим перспективы самостоятельного развития, внимание должно уделяться прежде всего. Авторское кино, как и любое некоммерческое искусство, всегда будет требовать субсидиарной поддержки, меценатской или государственной. Коммерческим же проектам необходимо содействовать на стадии старта, но дальше в случае тех из них, которые будут востребованы зрителем, доля государственной поддержки должна постепенно сокращаться. Поэтому важно, чтобы авторы соответствующих заявок четко понимали, что они собираются делать не просто проект ради проекта, а фильм для зрителя. Если в случае авторского кино для оценки результата важны победы на фестивалях, российских и международных, а также мнение профессионального сообщества, то на уровне популярного кино главный фактор – реакция зрителей, их любовь к персонажам. Соответственно, при экспертном рассмотрении зрительского проекта нужно внимательно изучать не только его визуальную или сценарную составляющую, но также прилагаемые маркетинговые планы.

ВЗГЛЯД: Всегда ли можно абсолютно четко провести границу между авторским и зрительским кино?

И.П.: На самом деле, не всегда. В истории анимации бывали случаи, когда авторские эксперименты успешно трансформировались в зрительские проекты, и наоборот, некоторые коммерческие работы, особенно полнометражные, обнаруживали достаточно высокие художественные качества. Но, тем не менее, базовое деление, о котором мы говорим, необходимо для того, чтобы в момент подачи заявки самим авторам было ясно, какого рода проект они делают.

ВЗГЛЯД: Экспертиза будет проводиться, с одной стороны, экспертным советом при Министерстве культуры, с другой – рабочей группой в Фонде кино, которую возглавляете вы. Насколько можно понять, совет при Минкульте будет заниматься преимущественно авторским кино, а ваша группа – преимущественно зрительским?

И.П.: Совершенно верно, в принципе так и планируется. Сейчас процесс только начался, в настоящий момент идет первоначальный сбор заявок, в результате которого мы сможем оценить их количество, объем и характер. Что касается взаимодействия с Минкультом, то в самое ближайшее время соответствующий механизм будет выработан. Надо сказать, что во всей этой конструкции не хватает полноценного художественного совета. Ни при Министерстве культуры, ни при Фонде кино художественного совета как такового нет, более того, эта практика, к сожалению, исчезла довольно давно, и до сих пор не восстановлена.

Я внимательно изучал многое из того, что относится к сравнительно недавнему советскому опыту, и могу сказать, что в те времена были кое-какие установления и инструменты, эффективные и правильные с точки зрения сегодняшнего дня. Один из таких инструментов – так называемая творческая карточка: чем больше положительных отзывов собирали работы того или иного автора, тем активнее поддерживались его следующие проекты, и наоборот.

ВЗГЛЯД: Что за специалисты входят в вашу группу? Это режиссеры? Продюсеры? Критики?

И.П.: Экспертиза будет проводиться по нескольким направлениям: продюсерскому, педагогическому, культурологическому, маркетинговому, а также психологическому – в составе группы работает известный психолог Александр Асмолов. Собственно говоря, к зрительским проектам предъявляются же требования, что и к авторским, но в дополнение к этому есть еще целый ряд критериев, касающихся перспектив принятия картины зрителем.

ВЗГЛЯД: Конкурс проводится в непосредственной связи с тем, что на анимацию выделено крупное дополнительное финансирование по указанию председателя правительства. Как вы считаете, является ли финансовый момент ключевым в решении проблем российских аниматоров?

И.П.: Если говорить о прямых государственных субсидиях, то я не устаю озвучивать свое мнение по данному вопросу в беседах с самыми разными людьми. С одной стороны, эта мера сейчас остро необходима ввиду тяжелого положения в отрасли, ввиду того, что отрасль нуждается в определенном импульсе. С другой стороны, постоянной системной мерой прямое субсидирование быть не может – оно вряд ли решит все проблемы, если не реализовать полноценную программу развития анимации, включающую в себя создание нормальной индустриальной основы. Ведь, скажем, Китай и Корея, чья анимация заметно «рванула» за последние десять лет, обязаны своим успехом именно созданию специальных индустриальных центров. Государство там участвовало не столько в финансировании конкретных проектов, сколько в финансировании производственной базы.