Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 сентября 2011, источник: РИА Новости

Выставка гения-мистификатора Сальвадора Дали открывается в Москве

МОСКВА, 2 сен — РИА Новости, Светлана Янкина. Организаторам московской выставки «Сальвадор Дали» удалось перенести в ГМИИ им. Пушкина из дома-музея художника в Фигерасе не только экспонаты, но и его парящую над реальностью атмосферу, убедилась корреспондент РИА Новости накануне официального открытия экспозиции для публики.

Руины городского театра, на которых с 1961 по 1974 годы возводился дом-музей Дали — место, как нельзя лучше подходящее по духу художнику, всю жизнь занимавшегося различными мистификациями и желавшего жить в соответствующем антураже. Помимо необычных архитектурных элементов вроде гигантского стеклянного купола над бывшей сценой, карнизы здания и его крышу украшают огромные куриные яйца — для Дали это был символ возрождения. Побывавший в Фигерасе художник-сценограф Борис Мессерер, постоянный автор дизайна выставок в ГМИИ, решил поместить подсвеченные копии этих объектов между колоннами вдоль парадной лестницы. Над ней, в опасной близости от идущих по ней посетителей музея покачиваются немалых размеров черно-белые реплики фантазийных костюмов, которые были созданы для венецианского «Маскарадного бала» 1951 года по эскизам сюрреалиста его хорошим приятелем Кристианом Диором. Образно отсылают к дому-музею и легендарный диван в форме губ Мэй Уэст, часть воссоздающей лицо актрисы комнаты-иллюзии и слайд-шоу с его интерьерами. Как признался в беседе с РИА Новости куратор выставки Алексей Петухов, благодаря этим приемам «атмосфера дома воссоздается в значительной степени», а это, несомненно, самый лучший антураж для беспрецедентной по своему масштабу выставки.

Главное ее отличие от прежних, неоднократно проводившихся в Москве, в том, что на ней впервые можно увидеть картины и существующие в единственном экземпляре, а не тиражные, графические работы Дали. «Известно, что художник поощрял и нисколько не препятствовал изготовлению копий своих произведений, но на нашей выставке представлены работы исключительно авторские, это касается и живописи, и графики и даже большинства фотографий, на обороте которых есть его пометки», — рассказал куратор.

Организаторы выбрали хронологический принцип показа произведений — вариант беспроигрышный, особенно когда речь идет о первом серьезном знакомстве с Дали. Причем многие из 25 картин и вовсе покинули постоянную экспозицию, что сообщает им дополнительную ценность.

К ранним живописным работам относятся знаменитейший «Автопортрет с рафаэлевой шеей», который художник написал в возрасте 16-17 лет, а также безмятежные, небольшого формата картины примерно того же периода, на которых изображены бабушка художника Анна и закат в Кадакесе. Квинтэссенцией же творческого метода Дали на этой выставке, по мнению управляющего директора фонда Сальвадора и Галы Дали Хуана Мануэля Севильяно, является картина «Странности» 1935 года. Особая тема на выставке — лирическая, несколько произведений посвящены главной женщине всей жизни художника — Гала Дали, урожденной Дьяконовой. Благодаря им художник предстает не таким воинственным, каким он кажется по полотнам наподобие «Горящего жирафа».

То, что эта экспозиция сможет соперничать по зрительскому успеху с другим недавним «блокбастером» музея — выставкой Пабло Пикассо, которую за три месяца посетили более 300 тысяч человек, сомневаться не приходится. Культ Дали в России — особый, никакой логике не поддающийся.

«Он обладает особой магией, харизмой, и все, что связано с его именем, привлекает публику и пользуется популярностью», — говорит куратор выставки. По его мнению, причин тому две: во-первых, Дали создавал не только собственные произведения, но и «конструировал феномен имени себя», во-вторых, полузапретность художника в нашей стране из-за его непонятной по тем временам художественной манеры и сотрудничества с франкистами.

Будущий успех выставки подкрепляется также данными фонда Сальвадора и Галы Дали — по посещаемости его дома-музея в россияне занимают третье место после французов и самих испанцев.